В начале 1930 года Великая депрессия только начинала оказывать свое тлетворное влияние на судостроение в промышленно развитых странах. В Британии, со стапелей многочисленных верфей, один за другим спускались торговые грузовые пароходы и теплоходы. На берегах британских рек Тайн, Тис, Клайд и других находились десятки различных судостроительных предприятий, на стапелях которых, в грохоте пневматических заклепочных молотков и дымном смоге металлообрабатывающих цехов, вырастали корпуса океанских сухогрузов и угольщиков прибрежного плавания.
В Британии строилось в разы больше судов, чем в других индустриально развитых странах, ну так оно ведь и понятно, морской державе требуется много различных грузовых судов.
Разумеется, что и британские судовладельцы уже ощущали трудности с загрузкой судов грузами и по состоянию на 1 января 1930 года уже более полумиллиона грузового тоннажа простаивало без работы, а к концу года оно увеличится почти в 4,5 раза.
Однако это будет позднее, а пока, в январе 1930 года у достроечного причала верфи William Doxford & Sons Ltd., на реке Уэйр в Сандерленде, закончилось строительство сухогрузного теплохода «Vancouver City».

Теплоход был построен по заказу британской судоходной компании Reardon Smith Line Ltd., принадлежащей компании Sir William Reardon Smith & Sons Ltd., из Кардиффа и стал вторым в серии после однотипного головного судна «Fresno City» и четвертым теплоходом в компании.
В то время переход, от ставших привычными пароходов, к теплоходам – судам использующим в качестве главной энергетической установки дизельный двигатель, происходил непросто. В совете директоров компании Reardon Smith Line Ltd., только один Сэр Уильям Риордон Смит – ее основатель, был сторонником перехода на дизельные двигатели, а все остальные директора оставались сторонниками пароходов. По этой причине, первый теплоход компании «West Lynn» был построен в 1928 году на личные средства Сэра Уильяма Смита на верфи Napier & Miller Ltd, Old Kilpatrick в Шотландии.
«Vancouver City», как и однотипный «Fresno City», предназначался для плавания между портами Европы и Северо-Западного побережья Северной Америки, также он мог совершать трамповые рейсы.
Архитектурно-конструктивный тип судна: однопалубное с открытым шелтердеком, со средним расположением надстройки с рулевой рубкой и машинным отделением, с отдельно установленной дымовой трубой, баком, прямым форштевнем и крейсерской кормой, с пятью грузовыми трюмами.
Позывной сигнал: LFJK.
Порт приписки Бидефорд (Bideford).
Валовая регистровая вместимость 4955 брутто рег. тонн.
Длина 126,7 метров; ширина 16,8 метров; осадка 7,5 метров.
Грузоподъемность около 11000 тонн.
Грузовое устройство состояло из 10-ти грузовых стрел, по две на каждый трюм.
В числе навигационного оборудования на судне имелся радиопеленгатор.
В качестве главного двигателя был установлен 4-х цилиндровый дизельный двигатель Doxford 2SCSA, мощностью 687 н. л. с., с суточным расходом топлива 11,5 тонн. Мощность двигателя позволяла поддерживать эксплуатационную скорость 12,5 узлов.
Команда теплохода состояла из 32 человека, включая капитана.

В то благословенное время еще не существовало пресловутых офшоров и «удобных флагов» поэтому «Vancouver City» гордо плавал по океана под флагом Великобритании и был приписан к порту Бидефорд (Bideford). Небольшой портовый городок Бидефорд, известный с древних времен, находится в устье реки Торридж (Torridge), впадающей в Атлантический океан на северном побережье полуострова Корнуолл в графстве Девон. В нескольких километрах ниже по течению реки Торридж находится рыбацкая деревня Аплдор (Appledore) – родина Сэра Уильяма Риордона Смита, основателя судоходной Reardon Smith Line Ltd.
Красивая такая традиция приписать грузовые суда к порту в котором ты родился и вырос, чтобы его название могли прочитать на корме судна даже в самом удаленном от Британии порту мира.

По обычаю судоходной компании Reardon Smith Line дымовая труба теплохода была покрашена в красный цвет с черной полосой в верху и большой черной буквой «S» по середине.
Пополнив быстро растущий флот судоходной компании, теплоход стал совершать рейсы между различными портами мира. В то время трамповые рейсы таких судов могли длиться больше года, то есть от последнего порта отхода из британского порта и до захода в первый британский порт – не колониальный, а в Великобритании.
В свой последний дальний рейс «Vancouver City» вышел из британского порта в 1938 году под командованием капитана Хью Чарльза Эгертона (Hugh Charles Egerton), который заканчивал свою морскую карьеру и после завершения рейса намеревался бросить якорь на берегу.
Вдоволь постранствовав по океанам, в июле 1939 года теплоход покинул порт Сула на острове Фиджи и с грузом 8740 тонн сахара в мешках направился в Ливерпуль и уставшая от странствий команда уже предвкушала встречу с милой сердцу Британией.
Панамский канал теплоход прошел 29 августа и держал курс на норд-ост через Атлантику к Британии, а через несколько дней команда «Vancouver City» узнала о начале Второй Мировой войны.
К 13 сентября 1939 г теплоход пересек Атлантику и подошел к юго-западным берегам Ирландии. На следующее утро 14 сентября, в 10 часов утра, находясь всего в 75 милях к зюйд-весту от порта Милфорд Хавен он был атакован германской подводной лодкой U-28.
Несмотря на то, что неподалеку барражировал британский самолет гидросамолет «Сандерленд», командир немецкой подлодки вышел на удобную позицию и выпустил торпеду по безоружному «Vancouver City», идущему противоминным зигзагом.
Торпеда поразила судно в правый борт и взорвалась в районе переборки № 4 между машинным отделением и грузовым трюмом № 4. Во время взрыва погиб 28-ми летний второй механик John McQueen, на которого рухнула шлюпбалка разбитой спасательной шлюпки правого борта.
Получив данные о размерах полученных теплоходом повреждений и поняв, что спасти его не удастся, капитан отдал приказание радисту передать сигнал бедствия, а после получения подтверждения от береговой радиостанции Лэндс Энд, дал команду покинуть судно.
Большинство членов экипажа покинули тонущее судно на спасательной шлюпке левого борта, а капитан с пятью моряками покинул его на разъездной шлюпке правого борта, после безрезультатных поисков двух моряков, которые предположительно погибли во время взрыва, находясь на вахте в машинном отделении. Ими были 27-ми летний механик Sigurd Ingvald Fosse и 46-ти летний смазчик Alfred Lamb.
Затопление судна происходило очень быстро и через 13 минут после взрыва торпеды «Vancouver City» затонул.
Береговая станция Лэндс Энд сообщила находящимся поблизости кораблям и судам о терпящем бедствие теплоходе и для спасения оставшихся в живых членов экипажа направилось американское пассажирское судно «Президент Рузвельт» и голландский танкер «Mamura».
С барражирующего в районе гибели «Vancouver City» самолета «Сандерленд» был сброшен дымящийся буй, чтобы подошедший голландский танкер смог быстрее обнаружить шлюпку с моряками.
Командир U-28 намеревался атаковать танкер, однако не смог выбрать удачную для атаки позицию, из-за опасения быть обнаруженным и атакованным Сандерлендом. Таким образом присутствие Сандерленда с бортовым номером «L2167», принадлежавшего 210 эскадрилье британских королевских ВВС спасло жизни не только британских моряков с «Vancouver City», но и голландских с танкера «Mamura».
Танкер подобрал оставшихся в живых моряков около 13 часов и на следующий день доставил их в Ливерпуль.
Теплоход «Vancouver City» стал одним из многих торговых судов, погибших на морских просторах в период Второй Мировой войны, а первой жертвой немецких подводников стал пассажирский паротурбоход «Athenia» британской компании Donaldson Atlantic Line, потопленный 3 сентября 1939 года в Атлантике к западу от Ирландии немецкой подлодкой U-30 через 10 часов после объявления Великобританией войны Германии.
Судоходная компания Reardon Smith Line сохранила преемственность названия погибшего судна и новый теплоход «Vancouver City» сошел со стапелей верфи William Doxford & Sons Ltd. уже в 1942. Он оказался счастливее своего предшественника и пройдя десятки тысяч огненных миль встретил окончание войны на Тихом океане. В свой первый послевоенный рейс «Vancouver City» отправился из портов Портленд, Орегон и Ванкувер с грузом ячменя в мешках назначением на новозеландские порты Литлтон, Тамару и Данидин. Однако второй «Vancouver City», это уже другой теплоход со своей историей.
© Автор капитан В.Н. Филимонов
© Копирайт — Copyright
Все графические изображения и фотографии, размещенные на сайте, защищены авторским правом. Любое их использование, возможно только с разрешения правообладателя. При цитировании текста, полностью или фрагментарно, ссылка на источник и автора обязательны.