«Незаурядный моряк, использует свою незаурядную рассудительность, чтобы избегать ситуаций, требующих его незаурядного мастерства»
Американский капитан Ричард А. Кейхилл
Маневренные характеристики судна. Маневренные характеристики судна длиной 100 метров и более, должны соответствовать требованиям, установленным Резолюцией ИМО MSC.137(76) «Стандарты маневренных качеств судов» (Standards for ships manoeuvrability).
Циркуляция судна. Движение судна с переложенным рулем по криволинейной траектории в 360º, называется циркуляцией. Циркуляция характеризует поворотливость судна. Обычно циркуляцию выражают в длинах корпуса судна при положении руля на борту — приблизительно 35º.
Видимость с ходового мостика. Видимость с ходового мостика (Navigation bridge visibility) судов регулируется двумя стандартами, первый — стандарт ИМО и второй — стандарт Администрации Панамского канала.
Проседание судна на мелководье. При составлении плана перехода судна (Passage Plan), требуется, чтобы при плавании на мелководье, в каналах, в узких фарватерах и портовых водах, учитывалось увеличение осадки от проседания судна на мелководье (Squat effect).
Точка возврата в навигации и управлении судном. Планирование маршрута перехода и его графическое исполнение на навигационных картах и / или на ECDIS в виде предварительной прокладки, требует нанесения Точек возврата (Abort point).
Скорость судна относительно воды. Скорость судна относительно воды требуется для решения задач, связанных с предупреждением столкновения судов в море, то есть, для соблюдения судном Международных Правил Предупреждения Столкновения Судов в море.
Скорость судна относительно грунта. Скорость судна относительно грунта необходимо использовать в судовой РЛС для решения задач, связанных с обеспечением навигационной безопасности судна.
Швартовка судна. Швартовку судна можно считать конечным этапом маневрирования, которое фактически может начаться за несколько часов до этого, скажем, подготовкой к съемке с якоря на рейде порта.
Безопасная скорость судна во время швартовки. Фундаментальный принцип выбора безопасной скорости судна во время швартовки гласит, чем меньше скорость судна, тем меньше разрушений.
Искусство управления судном. Капитан – это человек, который командует и управляет судном. А так как суда бывают разные, то, следовательно, и капитаны тоже бывают разные. В первую очередь все капитаны делятся на две группы – на профессионалов и любителей.