21 октября 1994 году, грузовое судно «Сырве», с грузом асбестоцементных плит, на переходе из турецкого порта Эрегли во французский порт Бордо, во время шторма в Черном море, потеряло остойчивость, накренилось на левый борт и затонуло у побережья Турции в примерных координатах 41°16´ с.ш. и 30°28´ в.д.
Из 26 членов экипажа, спаслись 15 человек, 11 погибли.

Расследование пришло к заключению, что причиной гибели судна послужило решение капитана о погрузке на палубу 570 тонн груза, в результате чего были нарушены требования информации об остойчивости и требования Российского Морского Регистра Судоходства к остойчивости судна.
В соответствии с рейсовым заданием, в порту Эрегли судно должно было погрузить груз асбестоцементных плит.
Плиты были упакованы в деревянные ящики в виде обрешетника (это когда доски сколочены не вплотную друг к другу, а на некотором расстоянии, например, через одну или даже через две доски, то есть, стенки ящика не сплошные).
Всего было около 1860 ящиков, общим весом 3569 тон. Ящики имели разную длину и весили около 2 тон каждый.
В трюма № 1 — 4 было погружено около 3000 тон, при этом, только первый ряд укладывался от борта до борта, второй и третий ряды не доходили до борта на расстояние от 0,6 до 1,2 метра.
Так как весь груз в трюма не поместился, то оставшиеся, примерно 569 тон, было решено погрузить на палубу, как обычно принято, на риск и ответственность фрахтователя.
Когда было погружено 270 тон, старший помощник капитана остановил погрузку, объяснив это тем, что согласно расчету остойчивости, начальная поперечная метацентрическая высота судна составляет 15 сантиметров и дальнейшая погрузка невозможна. Однако, капитан судна не согласился с решением старшего помощника и дал распоряжение продолжать погрузку.
21 октября погрузка всего груза была закончена. Палубный груз был закреплен стальными тросами.
В 15:00 судно отошло от причала. В 22:00 от удара волны в правый борт, у судна появился постоянный крен на левый борт, примерно, 13°, который от качки достигал до 20°-25°. Капитал дал команду ложиться на обратный курс и принимать балласт в танк № 2 правого борта. После разворота на обратный курс была объявлена общесудовая тревога и по распоряжению капитана, палубная команда начала рубить тросы, чтобы избавиться от груза на крышках трюмов. Примерно 100 тон груза ушло за борт, однако крен на левый борт продолжал увеличиваться. Около 22:20, по указанию капитана был подан сигнал бедствия. Примерно в 22:50 крен увеличился до 30° и остановился главный двигатель, капитан дал команду об оставлении судна.
Экипаж разместился в двух спасательных плотах, в одном плоту 17 человек, в другом — 9. В 23:00 судно затонуло.
В первом плоту спаслись 15 человек, в другом все погибли.

Грузовой теплоход «Сырве» относился к судам типа «Шенкурск» (2-я серия судов тип «Андижан»), и был построен в 1962 г. на судостроительном заводе «Neptun» в Ростоке, ГДР.
До 1987 года судно находилось в эксплуатации в Эстонском морском пароходстве ММФ СССР. Порт приписки Таллинн.
Архитектурно-конструктивный тип судна: Двухпалубное, трехостровное, с баком и ютом, с рулевой рубкой, жилыми помещениями и машинным отделением в середине судна, с наклонным форштевнем и крейсерской кормой.
Тип судна: грузовое судно общего назначения (General cargo vessel).
Назначение судна: Перевозка генеральных грузов, в том числе пиломатериалов.
Число грузовых трюмов: Четыре.
Трюмы № 1, 2 и 3 с твиндеком, № 4 без твиндека.
Трюмы № 1 м 2 расположены в нос от средней надстройки, № 3 и 4 – в корму от нее.
Дедвейт 4375 тон.
Валовая регистровая вместимость 3251 б.р.т.
Чистая регистровая вместимость 1630 н.р.т.
Длина 104,2 м.; ширина 14,43 м.; высота корпуса 7,9 м.; осадка 6,58 м.
Номер ИМО: 5347570.
Позывной сигнал: UYXU.
Номер МРХ: КХ-0255.
С 1987 года, судно находилось в эксплуатации в ГП «Запрыба».
Порт приписки Калининград.
© Автор капитан В.Н. Филимонов
© Копирайт — Copyright
Все графические изображения и фотографии, размещенные на сайте, защищены авторским правом. Любое их использование, возможно только с разрешения правообладателя. При цитировании текста, полностью или фрагментарно, ссылка на источник и автора обязательны.