Капитан – это человек, который командует и управляет судном. А так как суда бывают разные, то, следовательно, и капитаны тоже бывают разные. В первую очередь все капитаны делятся на две группы – на профессионалов и любителей.
Профессионалы это те, кто посвятил свою жизнь работе на судах торгового флота, подчеркнем еще раз – всю жизнь.
Любители – это те, кто управляет спортивным судном для удовольствия или развлечения, в подавляющем большинстве — это все виды спортивных и любительских плавстредств, которые относятся к маломерным судам. Любители составляют одну группу и мы не будем разбивать их на подгруппы, хотя может быть и стоило, так как каждый любитель может со временем стать профессиональным моряком и проработать много лет капитаном.
Паренек-подросток, на протяжении нескольких школьных лет управлявший сначала плотом с шестом, затем лодкой-плоскодонкой с одним веслом, затем лодкой с парусом или мотором или яхтой – это все тоже капитан любитель, а после окончания мореходки или речного училища начинает работать на судне и со временем становится капитаном, а затем отработав лет 15 капитаном, становится профессиональным капитаном. Кстати, вот именно из таких пареньков, которые все школьные летние каникулы проводили на воде, управляя своими судами-кораблями, вырастают со временем самые искусные и «крутые» капитаны.
Я не ошибся, сказав, что необходимо лет 15 командовать судном, чтобы стать профессиональным капитаном. Разумеется, капитан, вступивший впервые в командование судном, уже профессиональный моряк и капитан и отработав 5 лет он тоже профессиональный капитан. У англичан, а они как хорошо известно, считаются во всем мире признанными морскими авторитетами, есть хорошая пословица: «Once captain – always captain», что можно перевести как, «однажды став капитаном – остаешься им навсегда». Очень красиво, очень романтично, очень возвышенно и, можно сказать, величественно и фундаментально или, монументально. сказано. В короткой фразе знатоки морской профессии отразили в ней всю тяжесть капитанской должности, а именно, однажды испытав на себе всю степень ответственности за управление судном и жизнь вверенных тебе людей, капитан как бы остается с пережитым стрессом и сопутствующим ему чувством навсегда, он как бы начинает иначе воспринимать работу моряка. Разумеется, пословица возникла давно, во времена, когда, как принято говорить, «корабли были деревянные – зато моряки железные» и от капитана требовалось много знаний, опыта и труда, чтобы в целости и сохранности привести своё судно в порт назначения. В наше время очевидно, что с развитием техники и навигационной электроники, данная задача значительно упростилась.
Однако в работе капитана, не смотря на все произошедшие за последние, и триста, и двести, и сто, и двадцать лет изменения, осталось, пожалуй, одно, что не может заменить никакая техника – это умение управлять судном на ограниченной акватории и швартовка судна.
Под управлением судном на ограниченной акватории, подразумевается маневрирование судном при постановке на якорь, съёмка с якоря, маневрирование на тесных рейдах, реках, каналах, портовых водах, когда судно маневрирует с частыми изменениями курса и режима работы главного двигателя, с удержанием судна почти на месте, не прибегая к отдаче якоря.
Под швартовкой судна понимаются все виды швартовых операций, выполняемых капитаном самостоятельно.
По умению управлять судном, профессиональные капитаны делятся, разумеется условно, уже на несколько групп.
Первая группа – это капитаны которые работают на небольших судах в одном регионе. Главным образом на одном и том же судне или однотипном, то есть они имеют знания, навыки и опыт управления одним или двумя-тремя однотипными судами. Они очень уверенно управляют своими судами, однако не имеют никакого опыта управления какими-либо еще судами.
Вторая группа – это капитаны, работающие на одном и том же судне довольно долгое время, исчисляемое десятилетиями, или судами одного и того же типа или размера. В данной группе уже существует разделение на тех, кто уверенно управляет своим судном и, в общем-то, может управлять и судном большего тоннажа и размеров и с другим движительно-рулевым комплексом; тех кто удовлетворительно управляет судном, однако для них уже будет довольно трудно управлять другим, более крупным судном, с иным движительно-рулевым комплексом; и наконец те, кто неуверенно и довольно посредственно управляет судном, другим судном управлять для них будет практически невозможно.
Третья группа – это капитаны, которые могут практически, уверенно и безопасно, управлять любыми судами. Они, за время работы, управляли судами различных размеров, от маленьких до больших, с различными движительно-рулевыми комплексами, в различных портах и районах мирового океана. Они «чувствуют» любое судно и очень быстро осваивают его управление. У таких капитанов, так называемый талант управления и швартовкой судов. Очевидно, что таких талантливых капитанов, очень мало.
Вполне вероятно, что в первой и второй группе, также находятся талантливые капитаны, просто они работают на одних и тех же судах и поэтому у них нет возможности поработать на значительно более крупных судах и реализовать свой талант на сто процентов.
Не имеющий таланта капитан, даже имея знания, и приобретя навыки, все равно не сравнится в уровне мастерства с талантливым капитаном, так как ему необходимо значительно больше времени на осваивание незнакомого судна, а в некоторых случаях, он даже не сможет безопасно управлять им.
Собственно, в управлении судном, как в любом другом деле, без таланта не обойтись и одного усердия недостаточно, например, самый хороший маляр, если не обладает талантом, то при всем своем усердии, не станет художником и останется добротным маляром и не более. Различие между ними можно сформулировать высказыванием о разнице между умным и знающим человеком, как говорится, первого создает память, а второго философия.
Причем талант швартовать суда, как было упомянуто выше, формируется в подростковом возрасте, поэтому так важно для будущих штурманов и капитанов управление всякого рода плавсредствами: плотами, байдарками, лодками, шлюпками, яхтами, катерами. Чувство единения со своим плавсредством неизбежно, уже хотя бы в силу его небольших размеров, и управляя им, очень хорошо развивается чувство восприятия скорости плавсредства, также развивается пространственное мышление, реакция, умение быстро принимать решения в различных ситуациях. Это, можно сказать, ни с чем не сравнимый опыт, потому что была возможность неисчислимое число раз отработать подход к причалу или иному месту швартовки, отход от него, проход различных узкостей и тому подобное. На судне, в уже более зрелом, а у многих, весьма зрелом возрасте, такой опыт приобрести невозможно. Термин «опыт» даже не совсем верен, тут даже не опыт развивается, а какое-то чувство осязания своего судна (любого судна, которым управляешь), ты становишься с ним единым целым, ты чувствуешь его как себя. Так сливается со своим судном подросток, управляя лодчонкой и воображая, что управляет океанским лайнером, он наедине со своим плавсредством, со своими чувствами, со своими эмоциями, у него слились с его судном все органы чувств. Может показаться странным, однако процесс умения «приспосабливаться» к новому судну, именно должен развиться и натренироваться. Что особенно важно, управляя своим плавсредством, паренёк не обременен ответственностью за дорогостоящее судно и страхом потерять работу. На судне нет ничего опаснее для капитана и, следовательно для всех остальных, чем страх.
Страх парализует в человеке и волю и разум, поэтому он не способен ни адекватно воспринимать окружающую обстановку, ни оценивать получаемую информацию, ни, тем более, принимать решения.
Вот эти два главных фактора, умение «слиться» со своим судном и страх, в будущем станут труднопреодолимым барьером между начинающим капитаном и его судном, и не позволят ему стать с ним одним целым. Разумеется, с годами, работая на одном судне и в более-менее одном регионе, умение швартовать судно у многих приходит, но это именно умение и относится оно к одному конкретному судну и однотипным с ним.
Еще лет сто назад была широко распространена практика назначать начинающего работать в должности капитана на небольшое судно. Там капитан был менее стеснен, чувствовал себя более раскованно и поэтому он довольно быстро (разумеется, при условии, что он все-таки знал как это нужно делать, умел чувствовать судно и мог научиться) осваивался, начинал чувствовать судно и приобретал навыки и опыт швартовки судна. После этого его назначали уже на судно или корабль больших размеров и так далее. В то время даже была поговорка, что лучше быть капитаном на маленьком кораблике, чем старпомом на крупнотоннажном лайнере.
Однако со временем эта хорошая практика применялась все реже и в настоящее время о ней вы можете узнать, пожалуй, что только в нашей статье. А жаль, так как преимущества управления небольшим судном для начинающего капитана мы обрисовали выше, и они совсем не помешали бы в наше время очень многим, и если бы компании следовали этой практики, то можно было бы избежать многих аварий, повреждений и потери судов, загрязнения окружающей среды и гибели людей. Примеров предостаточно, вспомнить хотя бы навал крупнотоннажного контейнеровоза «San Filipe» на контейнеровоз «Al Riffa» в малазийском порту Келанг 28 октября 2014 или совсем «свежий» случай швартовки инновационного фидерного контейнеровоза «CMA CGM Ermitage» к причалу терминала Burchardkai на реке Эльбе в порту Гамбург 13 мая 2025 года, а между ними сотни других аварий, чего только стоила, в прямом смысле этих слов, маневрирование в Суэцком канале контейнеровоза «Ever Given» 23 марта 2021 года, приведшее к остановке на нем судоходства почти на месяц.
У некоторых читателей может возникнуть вопрос почему мы ничего не упомянули о лоцманах и не причислили их к какой-нибудь группе. Причин несколько и самые главные следующие. В последние годы лоцманами становятся не капитаны и даже не старшие помощники, так что такие лоцмана уже не капитаны и практически никогда ими не станут, даже если будут до пенсии работать лоцманами. Кроме того, лоцмана работают в одном порту или портах определенного района и соответственно имеют опят управления судами в данном порту или районе. Многие из них имеют только опыт управления судам, которые могут заходить в данный порт. Например, в какой-либо порт, и то только на пару терминалов, могут заходить суда с осадкой около 10,5 метров и длиной около 185 метров. В наше время это совсем небольшие суда.
Перебрав таким образом, какие бывают капитаны, мы с полным основанием можем отнести талантливых капитанов к тем, которые могут управлять любыми судами, и главное, они очень хорошо знают и чувствуют грань, когда управление судном может быть выполнено безопасно.
Умение капитана управлять судном, положительно сказывается не только на эффективности эксплуатации судна, но и на атмосфере в экипаже в целом. С такими капитанами обычно легко работается, они спокойные и отравляют жизнь морякам по всяким пустякам и по надуманным предлогам.
Разумеется, приведенное выше разделение на группы, как было упомянуто, условно, и не имеет целью нанести ущерб чести, достоинству и деловой репутации капитанов. Однако, понимание разницы между уровнем профессионализма необходимо для организации безопасной и эффективной эксплуатации всех типов судов, сохранения жизни и здоровья не только членов экипажей, но и других людей, не имеющих к морю никакого отношения, а также предотвращению загрязнения окружающей среды. Трагическое столкновение контейнеровоза «Dali» с мостом Francis Scott Key Bridge в порту Балтимор в очередной раз продемонстрировало, что никакая современная техника сама по себе ничего не значит и только подготовленный, высококвалифицированный специалист способен обеспечить ее безопасную и эффективную эксплуатацию.
© Автор В.Н. Филимонов
© Копирайт — Copyright.
Все материалы, размещенные на сайте, защищены авторским правом. Любое их использование, возможно только с разрешения правообладателей. При цитировании текстов, ссылка на источник и автора обязательны.