Скорость судна относительно грунта — Балтийский Ллойд

Скорость судна относительно грунта

Скорость судна относительно грунта необходимо использовать в судовой РЛС для решения задач, связанных с обеспечением навигационной безопасности судна.

РЛС — радиолокационная станция (radar — radio detection and ranging).

Рассмотрим разницу изображения навигационной информации на экране судовой РЛС при Скорости судна относительно воды (Speed Through Water — STW)и Скорости судна относительно грунта (Speed Over Ground — SOG).

Данные судовой РЛС: 

Стабилизация по Норду (North Up — NU). 

Режим относительного движения (Relative motion — RM).

Шкала дальности 6 миль (6 NM — Nautical Miles).

Действует сильное Западное течение. Западное, означает движение воды с востока на запад, так как течение «вытекает из компаса».

Судно следует курсом по гирокомпасу 0°. Под действием течения судно имеет сильный снос влево, поэтому его фактический курс относительно грунта составляет 325°

Скорость судна относительно воды и грунта в навигации
Перемещение судна относительно опасности при скорости судна относительно воды и грунта.
© Автор, капитан В.Н. Филимонов

На рисунке слева, изображен экран РЛС, на который с лага поступает Скорость судна относительно воды (STW).  

Наблюдатель, осуществляющий радиолокационное наблюдение на судовой РЛС, не видит существования опасного сноса судна в сторону навигационной опасности. 

Без использования дополнительных функций и вычислений, наблюдатель будет находиться в неведении о грозящей судну опасности.

На рисунке справа изображен экран РЛС, на который с судового приемника GPS поступает Скорость судна относительно грунта (SOG). 

Вектор, показывающий курс судна относительно грунта, направлен в сторону навигационной опасности, поэтому наблюдателю, осуществляющему радиолокационное наблюдение на судовой РЛС, не представляет труда увидеть снос судна в сторону опасности и осознать необходимость изменить курс, для прохода навигационной опасности на безопасном расстоянии.

Как видим, Скорость судна относительно грунта позволяет наблюдателю на РЛС легко обнаружить снос судна в сторону опасности. 

Возможность визуального обнаружения сноса судна и его движения в сторону опасности, при плавании вблизи навигационных опасностей и при заходе судна в порт на  судовой РЛС, в режиме относительного движения (RM), рекомендуется переключать режим скорости на Скорость судна относительно грунта (SOG). 

При плавании вблизи навигационных опасностей, одну из РЛС рекомендуется переключить в режим истинного движения (TM) со скоростью судна относительно грунта. В этом режиме наблюдатель сможет постоянно видеть перемещение судна относительно навигационных опасностей и береговой линии. 

Подсказка.

Если во время проверки судна инспектором Портового контроля (PSC) или аудита, вас попросят включить радиолокатор и увидев, что установлен режим скорости судна относительно грунта, скажут, что судно нарушило требование МППСС-72, вы можете с чистой совестью ответить, что при заходе в порт и плавании вблизи навигационных опасностей, использовали режим скорости относительно грунта, а для оценки опасности столкновения всегда используете режим скорости судна относительно воды. Если еще сможете объяснить проверяющему разница, то не только не получите замечание, но и что совсем не маловажно, произведете на него благоприятное впечатление, что в свою очередь положительно скажется на результатах проверки. Мелочь конечно, но ведь все равно приятно, когда о вас хорошо думают, а тем более отзываются. Хотя, какое нам дело до того, что о нас говорят, главное, что мы делаем.

© Автор капитан В.Н. Филимонов


© Копирайт — Copyright

Все материалы, размещенные на сайте, защищены авторским правом. Любое их использование, возможно только с разрешения правообладателей. При цитировании текстов, ссылка на источник и автора обязательны.