Скорость судна относительно воды — Балтийский Ллойд

Скорость судна относительно воды

Скорость судна относительно воды требуется для решения задач, связанных с предупреждением столкновения судов в море, то есть, для соблюдения судном Международных Правил Предупреждения Столкновения Судов в море – МППСС-72 (International Regulations for Preventing Collisions at Sea, 1972 — COLREG).

Для того чтобы на судовую РЛС поступала информаци о скорости судна относительно воды, к ней должен быть подключен лаг. Заметим, что от приемника GPS на РЛС поступают данные о скорости судна относительно грунта.

РЛС — радиолокационная станция (radar — radio detection and ranging).

Рассмотрим разницу между изображениями на экране судовой РЛС при вводе данных Скорости судна относительно воды (Speed Through Water — STW) и Скорости судна относительно грунта (Speed over Ground — SOG).

Данные судовой РЛС: 

Стабилизация по Норду (North Up — NU).

Режим относительного движения (Relative motion — RM).

Шкала дальности 6 миль (6 NM — Nautical Miles).

Действует сильное Западное (Вестовое — West) течение. Западное, означает движение воды с востока на запад, так как течение «вытекает из компаса».

Скорость судна относительно воды и грунта при расхождении
Скорость судна относительно воды и грунта при расхождении. © Автор, капитан В.Н. Филимонов

Судно следует курсом по гирокомпасу 0°. Под действием течения, судно имеет сильный снос влево, поэтому, его фактический курс относительно грунта составляет 325°

Встречное судно находится прямо по курсу и следует курсом 180°. Под действием течения, встречное судно имеет сильный снос вправо, поэтому, его фактический курс относительно грунта составляет 210°.

На рисунке слева, изображение экрана РЛС, на который с лага поступает Скорость судна относительно воды (STW). 

На экране РЛС, в режиме относительного движения, взаимное перемещение судов, относительно друг друга, отображается также, как оно наблюдается визуально, если конечно позволяет видимость. 

Ситуация сближения судов, идущих прямо или почти прямо друг на друга, распознается одинаково, и визуально и на экране судовой РЛС. 

Применение правила 14, МППСС — 72, очевидно для обоих вахтенных на ходовых мостиках судов и они могут выполнить маневр расхождения в полном соответствии с МППСС-71, руководствуясь, как минимум, правилами 7, 8, 14 и если видимость ограничена, то 19.

На рисунке справа, изображение экрана РЛС, на который с судового приемника GPS поступает Скорость судна относительно грунта (SOG).

На экране РЛС, в режиме относительного движения, взаимное перемещение судов отличается от наблюдаемого визуально. 

На экране РЛС наблюдатель видит ситуацию, когда суда идут пересекающимися курсами, хотя фактически они сближаются на встречных курсах. В условиях ограниченной видимости и отсутствии визуального наблюдения другого судна, существует вероятность, что на судах, вахтенными, ошибочно, может трактоваться необходимость применения правила 15.

И в первом и в другом случае, дистанция кратчайшего сближения (Closest Point of Approach — CPA) и время кратчайшего сближения (Time of Closest Point of Approach — TCPA) одни и те же.

Отличие только в возможной оценке ситуации и взаимных обязанностях судов. Как следствие, ошибочно применяется другое правило и выбирается маневр, не соответствующий правилам МППСС-72.

Именно для того, чтобы исключить возможную двусмысленность оценки ситуации и установлено требование использовать скорость относительно воды для решения задач, связанных с предупреждением столкновения судов в море.

Разумеется, на экранах современных судовых РЛС, изображение совершенно отличается от изображенного на рисунке.

На большинство современных РЛС поступает сигнал с АИС — Автоматическая идентификационная система (AIS — Automatic Identification System) и к радиолокационной отметки цели (судна) добавляется треугольный символ с АИС, который, как правило, имеет направление, соответствующее истинному курсу судна относительно грунта. Наблюдатель, ведущий радиолокационное наблюдение и прокладку, получает дополнительную информацию о цели, что существенно облегчает оценку и интерпретацию ситуации.

Однако следует принимать во внимание, что сигнал и символ с АИС могут отсутствовать на экране РЛС или отображаться с большим искажением.

Причины отсутствия изображения на экране РЛС или искажения:

АИС на наблюдаемом на экране РЛС судне, отключен или неисправен.

АИС на судне наблюдателя отключен или неисправен.

На судовой РЛС отключена функция отображения целей с АИС.

На судовую РЛС не поступает сигнал с судового АИС.

На РЛС нарушена юстировка изображения.

У наблюдателя, особенно в районе интенсивного судоходства, не всегда имеется возможность заниматься выяснением и устранением причин отсутствия целей с АИС, поэтому информацию от АИС следует рассматривать как вспомогательную и при ее отсутствии, оценивать ситуацию и опасность столкновения на основании радиолокационной информации.

© Автор капитан В.Н. Филимонов


© Копирайт — Copyright

Все материалы, размещенные на сайте, защищены авторским правом. Любое их использование, возможно только с разрешения правообладателей. При цитировании текстов, ссылка на источник и автора обязательны.