Определение места судна по двум горизонтальным углам — Балтийский Ллойд

Определение места судна по двум горизонтальным углам

В навигации, способ определение места судна по двум горизонтальным углам, относится к разряду высокоточных и считается самым точным из визуальных способов определения места судна по береговым ориентирам.

Высокая точность достигается за счет измерения горизонтальных углов между береговыми ориентирами с точностью до одной угловой минуты. Это очень высокая точность измерения навигационного параметра визуальным способом, например, при пеленговании берегового ориентира с помощью оптического пеленгатора, установленного на репитер гирокомпаса, точность составляет около 0,1°, при пеленговании в идеальных условиях, а в обычных условиях, она составляет около 0,3° — 0,4°; при пеленговании пеленгатором, установленным на магнитный компас, точность взятого пеленга составляет 0,5° — 1,1°. Как видим, разность в точности внушительная.

Данный способ может использоваться, когда при плавании вблизи берегов, требуется получить место судна с высокой точностью.

Два горизонтальных угла

Геометрическая сущность способа

Геометрическая сущность способа основана на свойстве вписанных углов.

Угол называется вписанным в окружность, если его вершина лежит на окружности, а стороны пересекают окружность.

Вписанный угол опирается на дугу, которую он вместе со своей внутренней областью высекает на окружности.

Вписанный угол

Свойство вписанных углов, ставшее основой способа определения по двум горизонтальным углам:

Вписанные в окружность углы, опирающиеся на одну и ту же дугу, равны.

Вписанные углы

В данном способе навигационными изолиниями будут окружности, на хорды которых опираются вписанные углы между двумя ориентирами. Такие окружности называются изогонами.

Навигационная изолиния – это линия на земной поверхности, каждая точка которой соответствует одному и тому же значению навигационного параметра.

Наиболее часто применяемые на практике изолинии это:

Изоазимута — линия пеленга (визуального и радиолокационного) – это прямая линия;

Изостадия – при измерении расстояния до ориентира – это сферическая окружность;

Круг равных высот – при измерении высот светил – это сферическая окружность.

Изогона – при измерении горизонтального угла – это окружность, проходящая через ориентиры и вмещающая измеренный и исправленный поправкой горизонтальный угол a.

Изогона

Практическое выполнение способа

На практике используют три ориентира, средний из которых является общим для обеих углов, а измеряемые углы будут смежными. Данный случай удобен тем, что может быть выполнен одним наблюдателем и при прокладке углов на карте может использоваться протрактор, тем самым место судна получается быстрее.

Штурманский протрактор
Штурманский протрактор. © Автор Д.В. Филимонов

Для измерения горизонтальных углов используется навигационный секстан, прошедший рекомендуемую проверку (через 3 – 5 лет) в береговой мастерской и его инструментальная поправка s известна.

Перед тем как измерять горизонтальные углы необходимо определить поправку индекса секстана.

Секстан штурманский
Секстан. © Автор Д.В. Филимонов

Порядок действий:

1. Выбрав на карте три ориентира и определив, что случай неопределенности исключается, производят опознание ориентиров на берегу.

2. Готовят к наблюдениям навигационный секстан и протрактор, проверив их исправность и отсутствие повреждений.

3. Определяют и записывают поправку индекса секстана. Способ определения выбирают исходя из условий наблюдения: по Солнцу, линии горизонта или, если хотя бы один из ориентиров находится на расстоянии менее одной мили, то совмещением двух изображений близкого предмета.

4. Первым измеряют угол, который изменяется медленнее и записывают его значение ОС а1; затем измеряют второй угол, записывают его значение ОС(b) и замечают момент времени по часам; затем снова измеряют первый угол и записывают значение ОС а2.

5. Вычисляют среднеарифметическое значение первого угла:

ОС(a) =(ОС а1 + ОС а2) / 2

6. Измеренные в градусах и минутах углы a и b, исправляют инструментальной поправкой секстана s и поправкой индекса секстана i:

a = ОС(a) + (s + i)

b = ОС(b) + (s + i)

7. После этого, на протракторе, крайние подвижные линейки устанавливаются относительно средней неподвижной на величины, равные найденным углам a и b следующим образом: левая линейка устанавливается на отсчет равный значению угла между левым и средним ориентиром, а правая линейка – на отсчет равный значению угла между средним и правым ориентиром. Ещё раз проверяется правильность и точность установки углов.

8. Затем протрактор осторожно накладывают на карту, остерегаясь касаться отсчетных барабанов, чтобы случайно не сдвинуть линейки и тем самым не изменить установленные углы.

9. Осторожно перемещают протрактор по карте, до тех пор, пока скошенные грани линеек не совместятся с изображениями соответствующих ориентиров на карте: средней линейки со средним ориентиром, левой с левым, а правой — с правым.

10. Обсервованное место судна будет находиться в центре точки оси вращения линеек и наносится на карту уколом острия фиксатора или карандашом через вырез в пластинке центрального цилиндра протрактора.

Недостатки данного способа

Как уже упоминалось выше, прежде чем приступать к измерению углов, необходимо удостовериться, что взаимное расположение ориентиров и места судна исключает случай неопределенности.

Случай неопределенности наблюдается, когда все три ориентира и наблюдатель находятся на одной окружности, так как в этом случае обсервованное место судна однозначно определить не представляется возможным.

Признаком неопределенности является наличие условия, при котором сумма углов между ориентирами a и b угла c при среднем ориентире и базовыми линиями равна 180°:

a + b + c = 180°

Для того, чтобы исключить случай неопределенности взаимное расположение ориентиров и наблюдателя должно быть одним из следующих:

1. Все три ориентира расположены на одной прямой линии, то есть угол с = 180°.

2. Счислимое место судна находится внутри треугольника, образованного ориентирами.

3. Счислимое место судна находится на равных удалениях от всех трех ориентиров.

4. Средний ориентир находится ближе к счислимому месту судна, чем крайние.

Кроме случая неопределенности к недостаткам данного способа относятся:

1. Сравнительно большое количество время необходимое для подготовки и измерения углов, вычисления, установку углов на протракторе и построения на карте.

2. Необходимость иметь три надежных береговых ориентира, расположенных приблизительно в одной горизонтальной плоскости с наблюдателем.

3. Отсутствие контроля за возможными ошибками при измерении углов и их установки на протракторе.

При всей кажущейся на первый взгляд архаичности данного способа определения места судна и его практической нецелесообразности в современных условиях, знание его необходимо для понимания основ навигации, а также на дипломировании.

© Автор капитан В.Н. Филимонов


© Копирайт — Copyright.

Все материалы, размещенные на сайте, защищены авторским правом. Любое их использование, возможно только с разрешения правообладателей. При цитировании текстов ссылка на источник и автора обязательны.