В коммерческой работе грузового судна, подписание капитаном коносаментов на погруженные судно грузы, является одним из самым важным процессом.
Коносамент — это наиважнейший товарораспорядительный документ, ошибки в котором, могут привести к большим коммерческим убыткам.
К подписанию коносаментов, капитану желательно подготовиться и получив его от агента, прежде, чем поставить свою подпись и печать, тщательнейшим образом проверить правильность всех, внесенных в него данных.
Если у капитана имеются сомнения относительно содержания коносамента, следует заблаговременно запросить агента предоставить его проформу, которая будет использоваться при подписании.
Следует уделить особое внимание отметкам об уплате фрахта и в случае любых сомнений, а также, если в проформе коносамента стоит «Freight prepaid», следует заблаговременно обратиться за разъяснениями в коммерческий отдел судоходной компании или фрахтователя; ни в коем случае, не оставлять прояснение всех неясных капитану деталей на последний момент перед отходом судна.
Очевидно, что в документе такой важности как коносамент, нет незначительных или лишних отметок, любая неточность может обернуться финансовыми убытками.
В некоторых случаях, после окончания погрузки груза на судно, коносаменты не предоставляются и судно уходит из порта без них. Как правило, судовой агент или судовладелец, заранее информируют капитана о том, что коносаменты будет подписывать агент.
Для того, чтобы подписание агентом коносамента на груз имело законную силу, капитан выдает ему Доверенность на подписание коносамента, в которой указывает название груза, порт погрузки, дату окончания погрузки, дату Чартера, а также делает важную отметку о том, что подписание коносамента должно быть сделано в полном соответствии со Штурманской распиской, на основании которой выписывается коносамент. Это означает, что все оговорки по поводу количества и состояния груза, указанные в Штурманской расписке, должны быть указаны и в коносаменте.
Как правило, для каждого коносамента выдается отдельная доверенность.
Во многих случаях, портовый агент назначается фрахтователем судна и работает в его интересах, поэтому, далеко не всегда, особенно в случае наличия у капитана замечаний к грузу, которые он имеет намерение внести в коносамент, агент будет оказывать капитану содействие. В таких случаях капитану следует соблюдать осмотрительность и в общении с агентом не выходить за рамки сугубо деловых разговоров, контролируя их содержание. В таких «деликатных» ситуациях, капитану следует уделять особое внимание, выдавая агенту Доверенность на подписание коносаментов.
Следует воздержаться и, ни при каких обстоятельствах, не выдавать агенту Доверенность на подписание коносаментов до фактического окончания погрузки груза на судно, подписания тальманских и штурманских расписок, с внесенными в них оговорками.
В некоторых случаях, агенты ссылаются на разные причины, по которым им необходимо получить Доверенность на подписание коносаментов до окончания погрузки. Следует вежливо отклонить такие просьбы, например, сославшись на политику судоходной компании и инструкции коммерческого отдела.
Следует принимать во внимание, что никто, кроме коммерческого отдела судоходной компании не может дать капитану указание выдать агенту Доверенность на подписание коносаментов до окончания фактической погрузки груза на судно.
Указание коммерческого отдела должно быть в письменной форме, чтобы в дальнейшем, в случае возникновения к капитану претензий со стороны судовладельца, он мог на него сослаться, а то ведь предпочитают искать «крайнего», и капитан, в таких случаях, очень удобная «мишень». Капитану следует заботиться не только о защите интересов судовладельца и фрахтователя, но и о своей деловой репутации, которой могут легко навредить его непродуманные и, не соответствующие устоявшейся коммерческой практике, действия.
© Автор капитан В.Н. Филимонов
© Копирайт — Copyright.
Все материалы, размещенные на сайте, защищены авторским правом. Любое их использование, возможно только с разрешения правообладателей. При цитировании текстов, ссылка на ист