Внесение в коносамент оговорок о характере повреждений отдельных грузовых мест или о повреждении общего характера, например, при погрузке навалочных грузов, является эффективным средством для ограничения ответственности судовладельца как перевозчика, от возможных исков со стороны грузополучателя, грузоотправителя и фрахтователя.
Правильно оформленные оговорки, будут являться доказательством, что перевозчик проявил заботливость до начала и во время погрузки, выполнил осмотр груза до начала его приема на судно, а затем во время погрузки и укладки в грузовые помещения на судне, осуществлял непрерывный контроль за состоянием груза.
На практике, внесение оговорок в коносамент, практически всегда, сопряжено с большими, а иногда и очень большими трудностями, и вот почему.
При заключении договора купли-продажи между продавцом и покупателем груза, может быть особо указано, что коносаменты на перевозку груза должны быть «чистыми», то есть, не должны содержать каких-либо оговорок о повреждении или несоответствии груза. В этом случае, в договоре о фрахтовании судна, также будет указано, что коносаменты должны быть выданы «чистые». Для того, чтобы внести оговорки о повреждении груза в коносамент, который должен быть «чистым» по условиям договора купли-продажи и договора о фрахтовании, от капитана потребуется предъявить грузоотправителю и фрахтователю веские основания. Как правило, просто заявить агенту в момент подписания коносаментов, что капитан внесет в них такие-то оговорки о повреждении грузовых мест, будет явно недостаточно. В таком случае неизбежен встречный иск со стороны грузоотправителя и фрахтователя в адрес судовладельца о том, что капитан не информировал их о состоянии груза до начала и во время погрузки и размещении на судне. Выяснение обстоятельств вызовет задержку с подписанием коносамента и с отходом судна, а в некоторых случаях может потребоваться выгрузка всего груза и все связанные с этим расходы лягут на судовладельца. Чтобы избежать всего этого и защитить интересы судовладельца, необходимо соблюдать определенную процедуру или последовательность действий.
Прежде, чем приступить к изложению процедуры, поясним некоторые термины, поместив в скобках эквивалент названия на английском языке, так как многие моряки в наше время работают в иностранных компаниях, поэтому знакомство с терминами на международном языке моряков, будет нелишним уже на стадии обучения).
Отдел эксплуатации (Operational department) – отдел, занимающийся коммерческой эксплуатацией судна.
От него поступают на грузовое судно рейсовые задания, осуществляется заказ топлива, воды, агента и всего, что связано с эксплуатацией судна, как грузового транспортного средства, проясняются все вопросы связанные с грузом, грузовыми операциями, процедурой подачи нотиса о готовности судна, сепарационными материалами, креплением груза, контактными данными судовых агентов в портах погрузки, выгрузки и возможных промежуточных портах, например в каналах (Кильский, Суэцкий, Панамский) или в местах бункеровки (Гибралтар, Сеута, Сингапур и пр.).
В иностранных компаниях эти функции выполняет так называемый Operational department, и капитан должен знать имя ответственного сотрудника и его контактные телефоны, и адрес электронной почты.
Коммерческий отдел (Chartering department) – отдел, который занимается фрахтованием судна и передает всю связанную с этим информацию в отдел эксплуатации.
Судовой агент(Shipping agent) – как правило, в портах погрузки и выгрузки, агента назначает фрахтователь и, следовательно, такой агент – агент фрахтователя, в первую очередь защищает его интересы, которые далеко не всегда совпадают с интересами судовладельца. Поэтому капитан должен проявлять осмотрительность и осторожность в общении с ним. Крайне редко, судовладельцы назначают в порту погрузки и выгрузки своего отдельного агента, в лучшем случае, это может быть агент, назначенный для организации смены экипажа или доставки на судно наличных денег капитану.
Процедура внесения в коносамент оговорок о повреждении груза.
Получив из Отдела эксплуатации рейсовое задание, капитану необходимо тщательно с ним ознакомиться, особенно удостовериться, что ему понятно название, характер груза и все другие особенности, такие как общий все и объём груза, число отдельных мест, их вес и размеры, упаковка и маркировка, а также сколько будет выдаваться коносаментов и допускается или нет внесение в них оговорок.
Если в рейсовом задании нет данных о коносаментах или не сказано об оговорках, то капитану необходимо связаться с отделом эксплуатации и прояснить данный вопрос.
Заблаговременно, желательно до прихода в порт, капитан должен запросить у агента информацию о грузе, как того требует Конвенция СОЛАС, Глава VI, Часть А, чтобы внимательно и подробно с ней ознакомиться.
После швартовки в порту погрузки и прибытии агента на судно, необходимо информировать его, что в случае обнаружения у грузовых мест повреждений, капитан будет немедленно информировать его и стивидорную компанию и внесет соответствующие оговорки в штурманские расписки, а затем в коносаменты. Возможны два варианта, первый, агент согласится, и капитан обговорит с ним содержание возможных оговорок и порядок их внесения в коносаменты, второй – агент информирует капитана, что коносамент должен быть только «чистым». В таком случае капитану необходимо согласовать с агентом процедуру замены поврежденных грузовых мест. Если агент подтвердит, что такое возможно, то обнаруженные поврежденные грузовые места меняются на другие. Однако, на практике, такое случается довольно редко. Как правило, поврежденные грузовые места заменить нечем, и отказаться от погрузки поврежденного грузового места или груза нельзя, и в тоже время, коносамент должен быть «чистым». В таком случае необходимо незамедлительно информировать отдел эксплуатации и следовать полученным от него указаниям. Возможно, что судовладелец закажет независимого грузового сюрвейера для осмотра груза и для наблюдения за грузом во время погрузки. Однако капитану необходимо помнить, что наличие независимого сюрвейера не освобождает его от обязанности обеспечить сохранную перевозку груза и защиту интересов судовладельца.
Возможна ситуация, когда агент приходит на судно через какое-то время после начала погрузки или совсем не приходит и вся связь с ним осуществляется по телефону и по электронной почте. В этом случае необходимо еще до прихода в порт информировать агента о всем сказанном выше.
При первой возможности, до начала погрузки, капитан вместе с грузовым помощником или только грузовой помощник по поручению капитана, должен тщательно осмотреть груз на причале или на складе. Необходимо записать обнаруженные повреждения и сделать фото. Если обнаружены повреждения, которые по мнению капитана необходимо внести в коносамент, то необходимо через судового агента сообщить об этом грузоотправителю, фрахтователю и в отдел эксплуатации.
Во время погрузки необходимо следить за грузом и если будут обнаружены повреждения, о которых потребуется сделать оговорки в коносаменте, то необходимо незамедлительно информировать бригадира стивидоров и агента. В тальманскую расписку необходимо записать номер поврежденного грузового места и характер обнаруженных повреждений.
По окончании погрузки грузовой партии или в случае окончания рабочей смены у докеров, необходимо подписать тальманку у портового тальмана. Если портовый тальман отсутствует, то необходимо отправить тальманки агенту, удостоверившись, что они правильно заполнены и подписанны судовым тальманом и грузовым помощником.
На основании тальманок, грузовой помощник выдаёт, или, если агентом предоставлена уже готовая форма штурманской расписки, то вносит в неё номера поврежденных мест и соответствующие оговорки о характере повреждений. Необходимо следить, чтобы номера мест и характер оговорок были такие же, как и в тальманских расписках.
По окончании грузовых операций, судовой агент, как правило, доставляет на борт коносаменты на подпись капитану. Оговорки в коносамент вносятся из соответствующих штурманских расписок и их содержание должно быть точно таким же. Таким образом, содержание оговорок должно быть одинаковым в тальманской расписке, штурманской расписке и в коносаменте.
В некоторых случаях, вполне возможен вариант, когда не капитан, а судовой агент, по его поручению, подписывает коносаменты. В этом случае агент приносит или присылает капитану соответствующую форму для подписи, так называемую доверенность для подписания коносаментов. Прежде, чем её подписать, капитан должен внести в неё оговорку, что в коносаменты должны быть внесены все оговорки, указанные в штурманских расписках. Без такой оговорки и штурманских расписок, агент может выдать «чистый» коносамент, и вся ответственность за обнаруженные грузополучателем повреждения, будет возложена на судовладельца.
В некоторых случаях, агент может предложить капитану не вносить оговорки о повреждениях в коносамент, а в место этого предоставит от грузоотправителя гарантийное письмо (The letter of indemnity), в котором будет указано, что в случае претензий со стороны грузополучателя, грузоотправитель возьмет все убытки на себя. В этом случае необходимо связаться с отделом эксплуатации и поставить их в известность о предложении агента и дальнейшем, действовать по их указанию.
ВАЖНО:
Помнить, что во всех, выдаваемых капитаном или по его поручению грузовым помощником и судовым агентом, грузовых документах, тальманских и штурманских расписках, письмах протестах, название груза было одинаковым и соответствовать названию, указанному в рейсовом задании и грузовом поручении.
О любых намерениях и предпринятых действиях, капитан должен незамедлительно информировать агента, фрахтователя и отдел эксплуатации.
Фотографировать повреждения и номера грузовых мест и прикладывать их к соответствующим тальманским распискам, а затем и к штурманским.
Даже если не назначен отдельный судовой тальман, ничто не мешает грузовому помощнику вести учет груза самостоятельно и оформлять соответствующие тальманские расписки.
В некоторых портах мира, агенты, стивидорные компании и грузоотправители идут на различные ухищрения, чтобы ограничить себя от возможных претензий за повреждение груза, например в Индии, в порту Вишакхапатнам, после окончания погрузки, представитель стивидорной компании предоставляет на подпись капитану некую справку о том, что во время погрузки, ни судно, ни груз не получили никаких повреждений и капитан не имеет к стивидорной компании никаких претензий. Если капитан подпишет такую справку, то в последующем, в случае обнаружения даже скрытых повреждений груза, вся ответственность ляжет на судовладельца, так как стивидорная компания предъявит подписанную капитаном справку, что он не имеет к ней никаких претензий. Капитану необходимо заблаговременно согласовать с отделом эксплуатации как поступать в подобных случаях и какие документы и с какими оговорками подписывать, так как убытки от ошибок могут быть весьма значительные.
Капитану, грузовому помощнику капитана и всем остальным помощникам капитана необходимо помнить и понимать, что никакая инструкция не может предусмотреть всех особенностей и обстоятельств, которые могут возникнуть в процессе погрузки и креплении груза, поэтому их прямая обязанность проявлять разумную предусмотрительность для того чтобы обеспечит сохранную перевозку грузов.
© Автор капитан В.Н. Филимонов
© Копирайт — Copyright.
Все материалы, размещенные на сайте, защищены авторским правом. Любое их использование, возможно только с разрешения правообладателей. При цитировании текстов, ссылка на источник и автора обязательны.