Отход от причала на течении на кормовом прижимном — Балтийский Ллойд

Отход от причала на течении на кормовом прижимном

Отход от причала на течении, с использованием кормового прижимного  швартового конца, относится к одному из классическим способов отшвартовки судна. 

Он стал применяться задолго до появления на судах носового подруливающего устройства. 

Данный способ широко применялся на реках в Великобритании, где скорость течения, во время прилива и отлива, существенно осложняет отход судна от причала, особенно, при отсутствии на нем подруливающих устройств и без использования портовых буксиров. 

Общий алгоритм выполнение маневра.

Отход от причала на течении

После того как судно подготовлено к отходу от причала в соответствии с судовыми процедурами и капитан обсудил маневр с портовым лоцманом (при его наличии на борту), и от службы движения получено разрешение на отход от причала, по команде с мостика, на баке и корме отдают все швартовые за исключением носового шпринга и кормового прижимного. 

Если нет возможности подать прижимной, то можно подать короткий кормовой продольный, однако необходимо принять во внимание, что кормовой продольный и кормовой прижимной несколько по разному действуют на судно на течении. В рассматриваемом нами маневре отхода, более эффективным будет действие кормового прижимного. 

На баке желательно держать наготове кранец или два, чтобы в случае необходимости подложить их в месте касания скулой судна причальной стенки или палов, в зависимости от конструкции причала.

После того как отданы и выбраны на борт судна все швартовые кроме  носового шпринга и кормового прижимного, перекладывают руль в сторону наружного борта (sea side) и начинают потравливать кормовой прижимной. 

Под действием течения, корма судна начнёт отходить от причала, а бак судна, под действием набившегося носового шпринга и разворота судна, наоборот, начнёт приближаться к причалу. 

По мере отхода кормы от причала и разворота судна в сторону причала, непрерывно контролируют расстояние от бака до причала и, если бак начнёт опасно приближаться к нему, то дают самый малый назад, чтобы предотвратить навал на причал.

Когда корма отойдёт от причала на требуемое расстояние, а это будет зависеть от наличия свободного пространства прямо по носу, например, если прямо по носу ошвартовано судно шириной 25 метров, то необходимо отвести корму нашего судна как минимум на 30 метров, задерживают кормовой прижимной и одновременно отдают носовой шпринг.

Как только шпринг будет отдан, бак судна начнёт достаточно быстро отходить от причала, а как только кормовой прижимной набьётся, движение бака ускорится. Кормовой прижимной задерживают совсем на короткое время, чтобы он не начал прижимать корму к причалу.

Как только бак отойдёт от причала на безопасное расстояние, отдают кормовой прижимной и маневрируя рулём и машиной начинают движение от причала.

В некоторых случаях, после отдачи носового шпринга кормовой прижимной не задерживают, а отдают вместе с носовым шпрингом.

Если судно было ошвартовано к причалу с отдачей якоря, то его выбирают, сохраняя разворот носа в сторону причала, а после отдачи кормового прижимного, удерживая судно параллельно причалу, насколько это возможно, избегая значительного уклонения носа  на стрежень, а кормы в сторону причала. 

Разумеется, до принятия решения об отшвартовки судна данным способом, необходимо всесторонне оценить влияние внешних факторов, особенно, парусность судна и направление и скорость ветра, а также наличие других судов и плавсредств прямо по носу судна.

© Автор, капитан В.Н. Филимонов. 


© Копирайт — Copyright.

Все графические изображения и фотографии, размещенные на сайте, защищены авторским правом. Любое их использование, возможно только с разрешения правообладателя. При цитировании текста, полностью или фрагментарно, ссылка на источник и автора обязательны.