Разрешение трудового спора с работодателем — Балтийский Ллойд

Разрешение трудового спора с работодателем

В эпоху повсеместного аутсорсинга, глобализации и остальных «примочек» современного мира,  судовладелец находится в глухой тени и большинству моряков неведом.

Для каждого моряка намного важнее знать, кто является его работодателем, а не собственником судна, потому что именно с работодателем, моряк заключает трудовой договор или контракт.

Многие моряки сталкивались в своей жизни с ситуацией, когда после посадки на судно, обнаруживалось его несоответствие какой-либо из действующих конвенций. Это могут быть как незначительные неудобства бытового характера, так и куда более серьезные неисправности в конструкции судна, его устройств и механизмов, представляющие угрозу здоровью и жизни моряка. В основном моряки принимают это как неизбежное зло и не обращают внимания на неудобства и неисправности и просто ждут окончания контракта, чтобы уехать и больше никогда не возвращаться на это судно. Однако есть и такие моряки, которые не хотят мириться с неудобствами, неисправностями и существующей угрозой для их здоровья и жизни. Несовершенный мир в котором мы все живем станет лучше, если таких принципиальных моряков будет больше. 

Пути поиска решений могут быть разнообразные и зависят как от самого моряка, так и от района плавания судна. 

Мы приведём порядок действий моряка с точки зрения Конвенции MLC – 2006 (Maritime Labour Convention – Конвенция о труде в морском судоходстве) и Трудового кодекса РФ. 

На судах под флагом РФ, ситуация с соблюдением судовладельцем его обязательства обеспечить безопасные условия труда и обитания экипажа, ничем не отличается от судов под различными «удобными флагами», к которы в последние годы, добавились «экзотические», например, Джибути и Камерун. 

Однако, с точки зрения отстаивания интересов работника, ситуация кардинально иная, потому что, у моряка имеется довольно внушительное «оружие», в виде Трудового Кодекса РФ, Кодекса торгового мореплавания и Федеральной службы по труду и занятости, а также Прокуратуры и Суда.

Моряку необходимо понимать, что если на судне обнаружится неисправность, несвоевременное обслуживание судовых механизмов, систем и оборудования, или недостаточное снабжение, представляющие угрозу здоровью или жизни моряка, то никто не имеет права принуждать его к продолжению работы на таком судне, и он имеет законное право подать заявление о расторжении контракта. 

На судах под флагом РФ действует в полном объеме Трудовой кодекс РФ, в котором Статья 22 «Основные права и обязанности работодателя», в числе прочего, обязывает работодателя:

1) Предоставлять работникам работу, обусловленную Трудовым договором.

2) Соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

3) Обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

4) Обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.

На первый взгляд может показаться, что из перечисленного не следует обязанность работодателя содержать судно в  мореходном, то есть, в исправном техническом состоянии. Однако это не так, потому что невозможно представить, как можно обеспечить безопасность и условия труда на немореходном судне и при этом ,не нарушить ТК РФ. 

На очень «ушлых» судовладельцев, в Кодексе торгового мореплавания (КТМ) полно управы в виде отдельных статей, например, Статья 57 «Трудовые отношения на судне», Статья 58 «Репатриация членов экипажа судна», Статья 60 «Обязанности судовладельца», Статья 61 «Управление судном и другие обязанности капитана», Статья 64 «Обязанность капитана судна оказать неотложную медицинскую помощь», Статья 70 «Функции капитана морского порта», Статья 79 «Государственный портовый контроль за судами».

Приведем отдельные выдержки из некоторых из них, так как с полным текстом можно свободно ознакомиться в интернете.

Статья 60 «Обязанности судовладельца».

«1) Судовладелец обязан обеспечить членам экипажа судна:

безопасные условия труда;

охрану их здоровья;

наличие спасательных средств;

бесперебойное снабжение продовольствием и водой;

наличие надлежащих помещений (кают, столовых, санитарных узлов, медицинских пунктов и помещений для отдыха);

культурно-бытовое обслуживание.

2) Судовладелец обязан страховать:

— заработную плату и другие причитающиеся членам экипажа судна суммы, в том числе расходы на репатриацию;

— жизнь и здоровье членов экипажа судна при исполнении ими трудовых обязанностей».

Статья 61 «Управление судном и другие обязанности капитана».

«1) На капитана судна возлагается:

— управление судном, в том числе судовождение, 

принятие мер по обеспечению безопасности мореплавания

— защите морской среды от загрязнения, 

поддержанию порядка на судне

предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу».

Статья 64 «Обязанность капитана судна оказать неотложную медицинскую помощь»

«В случае, если лицо, находящееся на борту судна, нуждается в неотложной медицинской помощи, которая не может быть оказана во время нахождения судна в море, капитан судна обязан зайти в ближайший порт или принять меры по доставке такого лица в ближайший порт с извещением об этом судовладельца; при заходе судна в иностранный порт или доставке такого лица в иностранный порт с извещением также консульского учреждения Российской Федерации».

Статья 70 «Функции капитана морского порта».

«На капитана морского порта возлагается осуществление следующих функций:

— контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в области торгового мореплавания и в области трудовых отношений в морском судоходстве».

Моряки даже не подозревают о наличии данных статей в КТМ, и напрасно. Взять хотя бы Статью 64, в которой даже нет у поминаний, что капитан обязан или имеет право спрашивать разрешение у судовладельца на заход в порт или принятие иных мер по доставке лица, нуждающегося в неотложной медицинской помощи, наоборот, капитан обязан зайти в порт, с извещением судовладельца. То есть, решение принимает капитан, а не судовладелец! Капитан ставит судовладельца в известность о свершившемся факте. Возникает вопрос, сколько капитанов знают о своей обязанности, проистекающей из статьи 64? Каждый желающий может самостоятельно найти ответ, пообщавшись с капитаном судна. 

А многие моряки знают об обязанности Капитана порта осуществлять контроль за соблюдением законодательства РФ и международных договоров РФ в области торгового мореплавания и в области трудовых отношений в морском судоходстве? В случае возникновения с их стороны вопросов к капитану и судовладельцу и их не желании соблюдать свои обязательства перед работником, то есть моряком, многие обращались к капитану порта? На эти вопросы каждый моряк может ответить себе сам. 

Итак, если по прибытии на судно или в процессе работы на судне, вы обнаружили какое-нибудь несоответствие, которое, по вашему убеждению, не соответствует условиям вашего трудоустройства на данном судно, то, для того, чтобы отстаивать свои права, возможно в суде, вам необходимо сделать следующее.

1. На каждом конвенционном судне, в соответствии с Конвенцией MLC – 2006, должна быть процедура подачи жалобы любым членом экипажа. 

Поэтому, первое, что необходимо сделать, это подать жалобу в соответствии с установленной процедурой, которая прописана в Судовом руководстве по безопасной эксплуатации судна или в СУБ — Система управления безопасностью.

2. На каждом судне, в соответствии с Кодексом МКУБ, расклеены постеры, содержащие информацию о имени и номере телефона Назначенного Лица Компании (DPA). Каждый моряк имеет право сделать звонок Назначенному Лицу Компании с судового телефона за счет компании. 

Прежде чем набирать номер Назначенного лица компании, подготовьте текст вашего сообщения с изложением конкретных фактов, с содержанием и датой подачи вами жалобы, если вы её отправляли, и только после этого позвоните Назначенному Лицу Компании. По завершении звонка обязательно сделайте скрин с фиксацией факта звонка и сохраните подготовленный вами текст обращения. Разумеется, если имеется техническая возможность, то лучше записать разговор на диктофон.

К сожалению, в большинстве компаний, Назначенное лицо никогда не на стороне моряков, наоборот, он их главный недруг, поэтому рассчитывать не его положительно реакцию не следует, тем не менее, чтобы избежать в последствии претензий, что моряк не обращался к нему и не информировал о несоответствии, звонок лучше сделать.

3. Во многих приличных компаниях, установлена процедура сообщения любых несоответствий руководству компании, так называемая «Whistle blow Policy» или «Speak up Policy». Соответствующие постеры, содержащие контактные данные, так же, расклеены по всему судну. Подготовьте текст вашего сообщения, содержащий конкретные факты, и позвоните по указанному номеру.

4. Если, на все ваши жалобы и звонки, не последовало никакой положительной реакции из компании, а неисправности и несоответствия не устраняются, и угроза здоровью и жизни моряка сохраняется, то позвоните в круинг, который вас отправлял и изложите им обстоятельства дела. Работники круинга могут связаться с капитаном или судовладельцем и помочь решить проблему. Ведь именно через круинг моряк подписал контракт и отправлен на судно. Разумеется, что факт звонка в круинг также необходимо зафиксировать и задокументировать.

5. Если на все ваши жалобы и звонки не последовало никакой положительной реакции из компании, а неисправности и несоответствия не устраняются, и угроза здоровью и жизни моряка сохраняется, то моряк может обратиться за помощью в службу Капитана порта в любом порту захода, в том числе в РФ, ведь мы уже знаем об обязанности Капитанов морских портов в РФ, в соответствии со статьей 70 КТМ РФ. 

В этом случае необходимо принимать во внимание, что не все страны подписали Конвенцию MLC-2006, и не во всех странах, подписавших ее, Капитан порта будет ввязываться в такое дело, хотя и обязан, но в большинстве цивилизованных, таких как в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Японии, Сингапуре, вам скорее всего помогут.

6. Если всё, что перечислено выше не помогло, и моряк не желает продолжать контракт, то тогда он может подать заявление о расторжении Трудового договора. К составлению заявления необходимо подойти ответственно и излагать в нем факты, а не эмоции, потому что факт — вещь упрямая.

В заявлении необходимо указать, что вы подписывали контракт для работы на мореходном и безопасном судне, соответствующем всем требованиям действующих конвенций, а настоящее состояние судна, не соответствует требованиям такой-то конвенции и указать, что конкретно. Далее необходимо указать, что вы подавали жалобу в соответствии с судовой процедурой, звонили Назначенному Лицу Компании, звонили по линии «Whistle blow Policy» или «Speak up Policy» и на все ваши обращения не было никакой реакции со стороны компании. 

После этого, необходимо указать, что вы не намерены продолжать работу на судне, представляющем угрозу вашему здоровью и жизни и с приходом в такой-то порт, примерно такого-то числа расторгаете контракт о трудоустройстве с компанией и требуете организовать вашу доставку домой. Обязательно укажите, что в виду того, что вы расторгаете контракт по причине не мореходности и несоответствия судна требованиям конвенций и угрозе вашему здоровью и жизни, все расходы по вашей репатриации несёт судовладелец. Также укажите, что вы требуете оплатить упущенный заработок, это как правило два бэйсика. Можете также указать, что вы оставляете за собой право обратиться в суд для возмещения любых других убытков, которые могут возникнуть в связи с вашим досрочным расторжением контракта.

На судах под флагом РФ расторжение Трудового договора производится в соответствии с Трудовым кодексом РФ и труда не составляет.

Моряку необходимо понимать, что закон будет на его стороне, если действительно судно не соответствовало требованиям каких-либо конвенций. По возможности необходимо собрать подтверждающие доказательства: фотографии, письменные показания других моряков, и любые другие материалы. 

Очевидно, что в соответствии с ТК РФ работник имеет право расторгнуть договор и без объяснения причины, просто подав заявление в соответствии со статьей 80, однако, целесообразно это делать, когда судно следует в российский порт, а не в заграничный, так как в этом случае, расходы могут переложить на моряка.

Компании, как правило, не любят доводить дело до суда, если имеются веские основания его проиграть, да и подрыв репутации, компании так же ни к чему, поэтому, вероятнее всего, что компания возьмёт транспортные расходы на себя, а вот насчет двух бэйсиков не факт. Каждый моряк сам решает, что для него важнее, продолжать судиться за два бэйсика или заняться поисками работы.

Практика показывает, что если на судне, с которого моряк списался, действительно имелись существенные нарушения, то солидные круинговые компании не препятствуют дальнейшему трудоустройству моряка через их круинг. 

Необходимо помнить, что все действия моряка должны быть в рамках закона, в частности необходимо соблюдать дисциплину, выполнять свои должностные обязанности до тех пор, пока вас не заменят или пока вы не сойдете с борта судна, направляясь домой, в любом случае, не подавайте судовладельцу повод обвинить вас в нарушении условий контракта и, таким образом, списать вас с судна. Об употреблении алкоголя и говорить не стоит, его употребление, в любых дозах, всегда, будет против работника.

После возвращения домой, если судовладелец полностью с вами не рассчитался, и вы имеете к нему претензии, а круинг также отказывается выполнить ваши требования, то для начала обратитесь в ближайший профсоюз моряков и скоординируйте с ним ваши действия. В большинстве случаев, они дадут вам исчерпывающие рекомендации и помогут. Если же и профсоюз не может или не хочет помогать, то тогда обращайтесь в суд. Для подачи заявления в суд моряку может понадобиться адвокат, потому что, неправильно заполненное заявление, не будет принято в суде, а по ходу дела может потребоваться дополнительная юридическая помощь. 

В суде вам как раз и пригодятся, собранные вами доказательства несоответствия судна требованиям конвенций и существования угрозы вашему здоровью и жизни. В любом случае помните, что уехав с судна, представляющего угрозу для вашего здоровья и жизни, вы уже сохранили себе жизнь, и это — уже хорошо, а будучи живым и здоровым, каждый моряк, рано или поздно, найдёт себе работу на другом судне, если конечно приложит усилия, причем не только для поиска работы, но и для повышения собственной профессиональной квалификации. 

© Автор капитан В.Н. Филимонов


© Копирайт — Copyright

Все материалы, размещенные на сайте, защищены авторским правом. Любое их использование, возможно только с разрешения правообладателей. При цитировании текстов, ссылка на источник и автора обязательны