Магнитный компас на судне — Балтийский Ллойд

Магнитный компас на судне

Магнитный компас является самым надежным навигационным прибором. Даже на самых современных торговых судах и военных кораблях, напичканных электроникой от киля до клотика, магнитный компас является обязательным навигационным прибором.

От магнитного компаса поступает резервное или, лучше сказать, аварийное (Emergency) курсоуказание на авторулевой и на устройства Электронной картографии (ЭКНИС).

Судовой магнитный компас
© Судовой магнитный компас.
Автор И.В. Филимонов

Магнитный компас сохраняет надежную работоспособность достаточно долго. Однако даже самый надежный и «неубиваемый» прибор требуется периодически проверять, чтобы вовремя выявить скрытые повреждения или чрезмерный износ.

У каждого магнитного компаса имеется формуляр завода-изготовителя, в котором указывается периодичность проверки данного компаса в специализированной мастерской. Как правило, проверка, произведенная один раз в пять лет, позволяет обеспечить надежную работоспособность магнитного компаса в течении следующих пяти лет. 

У многих штурманов и суперинтендантов возникает вопрос, а почему именно через пять лет. Причин для этого несколько. Пять лет эксплуатации такого прибора как магнитный компас это уже много, агатовая топка и игла изнашиваются и точность показания компаса значительно ухудшается. Российский Морской Регистр Судоходства (РМРС) или иное классификационное общество, выдаёт на каждый прибор и инструмент «Сертификат об одобрении типового изделия» (Type approval certificate for product) сроком на пять лет, таким образом, через пять лет необходимо подтвердить исправность и работоспособность прибора на следующие пять лет, путём проверки его в сертифицированной мастерской. Всё просто и вполне обоснованно и разумно, однако, для очень многих, далёких от моря «спецов», типа современных технических суперинтендантов и сотрудников из отдела снабжения (purchasing department) это так и остаётся тайной за семью печатями. Оно ведь и понятно, страсть к карьерному росту и вызываемое этим стремление к экономии и всевозможному упрощению и удешевлению всего и вся, в конце концов приводят к их умственному оскудению и неспособности понимать очевидные вещи.

Пятилетняя проверка магнитного компаса в специализированной мастерской, включает:

1) Проверку шпильки и поплавка картушки. Если будет обнаружен чрезмерный износ или поломка, то их заменят.

2) Замену жидкости и уплотнений на пробке для заливки жидкости и соответственно, удаление воздушного пузыря.

3) Чистку котелка и стекла компаса изнутри.

4) Проверку и ремонт карданового подвеса.

5) Если необходимо, то обновление градусной маркировки на картушке компаса.

6) Проверку и ремонт креплений для кардановых подвесов на нактоузе магнитного компаса.

После проверки магнитного компаса в мастерской и установки его на судне, всегда выполняется уничтожение девиации, определяется остаточная девиация и составляется таблица остаточной девиации. Как правило, величина остаточной девиации варьирует в пределах 1° —  2° E/W. 

Таблица остаточной девиации вывешивается в штурманской рубке у стола для навигационных карт или в рулевой рубке, в наиболее удобном, для работы с ней, месте.

Затем, если не возникает необходимость раньше, то приблизительно через два года, снова выполняется подуничтожение и определение остаточной девиации магнитного компаса и составляется новая таблица остаточной девиации.

Признаки неудовлетворительного состояния и ненадежной работы магнитного компаса:

1) Наличие воздушного пузыря в котелке компаса. Если размер воздушного пузыря более 25-30 миллиметров, то компас необходимо отдавать на проверку в мастерскую.

2) Жидкость утратила прозрачность и имеет цвет (желтоватый, зеленоватый, сероватый или просто потемнела).

3) Наличие в жидкости осадка или взвешенных частиц.

4) От многочисленных поворотов картушки компаса, а также от вибрации и толчков, вызванных слемингом и килевой и бортовой качкой судна, агатовая (в некоторых иностранных компасах сапфировая – голубой агат) топка изнашивается. Например, в обычных условиях эксплуатации сапфировая топка изнашивается за два года, а в более тяжелых условиях, при частых толчках и сильной вибрации, топка изнашивается менее чем через два года.

5) Если наблюдается застой картушки компаса. Проверить можно следующим образом. Поднести магнит к компасу и перемещая его у компаса отклонить картушку на 90° влево или вправо и убрать магнит от компаса на безопасное расстояние. Картушка должна вернуться в исходное положение с точностью до 1° примерно за 56 секунд. В различных районах океана, время возврата картушки может отличаться от указанного. Опытный штурман и без магнита определит застой картушки, только понаблюдав за тем, как ведёт себя картушка при изменении судном курса.

6) При определении поправки компаса, вычисленная фактическая девиация отличается от табличной (при условии, что таблица составлена лицензированным девиатором и не позднее двух лет назад):

      — у главного магнитного компаса более чем на 3°;

     — у путевого более чем на 5°.

7) Затруднено покачивание котелка компаса в одном или в двух кардановых подвесах.

8) Имеется чрезмерный износ или повреждение в местах крепления карданов в верхней части нактоуза магнитного компаса.

9) Трудно различимо показание магнитного компаса через призматический перископ, в виду загрязнения линз и зеркал или неправильной установки линзы в нактоузе (может быть установлена обратной стороной — «вверх ногами»).

10) Отсутствует или недостаточно освещает показание компаса, основная и / или резервная подсветка.

11) Таблица остаточной девиации, составленная девиатором, составлена более двух лет назад или совсем отсутствует.

В соответствии с требованиями Кодексом ПДМНВ, с поправками: Часть А, Глава VIII – Несение вахты, пункт 34, и хорошей морской практики, поправка главного магнитного компаса должна определяться:

не реже одного раза за вахту;

— и, если позволяют обстоятельства, после каждого значительного изменения курса.

Также выполняется сличение показаний гирокомпаса и главного магнитного компаса и согласованность репитеров с основным компасом каждый час и после каждого изменения курса.

При выходе из строя гирокомпаса, переходят на управление судном по магнитному компасу. Как правило, на авторулевых предусмотрен режим работы от магнитного компаса, поэтому будет достаточно переключить режим и авторулевой будет удерживать судно на курсе по магнитному компасу.

В некоторых ЭКНИС-ах предусмотрено резервное курсоуказание от магнитного компаса. При ознакомлении с навигационным оборудованием мостика необходимо проверить наличие данной функции у ЭКНИС и порядок переключения.

Как правило, у исправного гирокомпаса поправка редко превышает 1° — 2° и поэтому это не представляет неудобств при удержании судна на заданном курсе. Однако, для удержания судна на курсе по магнитному компасу, особенно при плавании в узкости или вблизи навигационных опасностей, необходимо учитывать поправку магнитного компаса, которая может достигать больших величин, и их неучёт может представлять угрозу для безопасности мореплавания. Поправка, естественно, будет меняться в зависимости от курса судна и от магнитного склонения в районе плавания.

Для удержания судна на курсе по магнитному компасу, снятый с навигационной карты или ЭКНИС истинный курс необходимо перевести в компасный курс по магнитному компасу. 

Перевод истинных курсов в компасные называется перевод румбов.

При переводе румбов необходимо помнить, что в отличии от исправления румбов, девиацию нельзя сразу выбрать из таблицы, так как в таблице девиации, указана девиация для компасныхкурсов.

Из теории девиации известно, что при небольших девиациях, 4° — 6°, девиация на компасные и на магнитные курсы будет примерно одинаковая. Поэтому, снятый с карты или ЭКНИС истинный курс, необходимо при помощи магнитного склонения (приведенного к году плавания) перевести в магнитный курс. Затем, на полученный магнитный курс, выбрать из таблицы девиацию и перевести магнитный курс в компасный.

МК = ИК — d         (E «+» / W «-»)

КК = МК – δ           (E «+» / W «-»)

Вычисленный таким образом компасный курс (КК) ,используется для удержания судна на курсе по магнитному компасу.

Воздушный пузырь в котелке магнитного компаса Cassens & Plath
© Воздушный пузырь в котелке магнитного компаса Cassens & Plath.
Июль 2017. Автор В.Н. Филимонов

На фото магнитный компас с огромным пузырем на фидерном контейнеровозе, работающем между портами Европы и Исландии. Причем, этот пузырь, новый капитан, обнаружил на следующий день после внешнего аудита, который проводился в Роттердаме. Внешний аудитор много чего проверил на мостике, а вот взглянуть в перископ магнитного компаса не соизволил и магнитный компас проверить так же не удосужился, а жаль, много бы чего нового узнал о состоянии штурманской службы на судне и о безопасности мореплавания. 

В перископ он бы ничего не увидел, потому что там была темнота, так как лампочка подсветки перегорела неопределенное время назад.

Перископ магнитного компаса в рулевой рубке
© Перископ магнитного компаса на подволоке в рулевой рубке.
Июль 2017. Автор В.Н. Филимонов.

После того, как навигационный помощник поменял бы наконец лампочку подсветки, то аудитор в перископ все равно бы ничего не увидел, потому что на линзе лежал толстый слой слежавшейся пыли.

Наконец, после того как пыль с линзы удалили, он бы смог лицезреть в перископе огромный пузырище! Возникает закономерный вопрос, а какой смысл проверять состояние навигационных приборов, инструментов, карт, пособий и процедур, если один из важнейших приборов находится в неработоспособном состоянии? Ответ вполне очевиден, что аудит был абсолютно бессмысленным и поверхностным и не соответствовал требованиям ISM. Не было выписано ни одного замечания, хотя почти половина приборов на мостике находилась в «полумертвом» и в «мертвом» состоянии. Этот компас с пузырем отдали в береговую мастерскую для ремонта и замены жидкости, а вместо него установили запасной компас из мастерской. Следует заметить, что судно, фидерный контейнеровоз ходило под флагом Нидерландов и находилось в собственности компании Samskip. 

На океанском контейнеровозе в немецкой компании BSM потребовалось вмешательство руководителя отдела  Quality loss prevention and human resorces (QLHR), чтобы привести в «чувство» технического суперинтенданта, устроившего форменную истерику, получив от капитана судна заявку на проверку магнитного компаса в порту Дурбан. Он объяснил ревностному «хранителю» судового бюджета, что 500 долларов его не истощат, в то время как убытки в случае замечая или задержания ПСК обойдутся компании намного дороже. В результате магнитный компас был отправлен на проверку в ходе которой в нем была обнаружена неисправность и на судно доставили новый компас.  

Не следует обольщаться тем, что это у них, там, в «забугорье» такое халатное отношение к навигационным приборам. 

Магнитный компас с воздушным пузырем
© Магнитный компас с воздушным пузырем.
Июль 2020. Автор В.Н. Филимонов.

На фото, «пузырик» в магнитном компасе грузового судна российского судовладельца, перед погрузкой на него груза, имеющего стратегическое значение для космической отрасли РФ. Странно, что фрахтователи, они же изготовители груза, прежде чем одобрить его погрузку на судно, не потребовали провести его аудит, на предмет соответствия требованиям РМРС и Международных конвенций. 

Магнитный компас судна Омский
© Магнитный компас на грузовом судне смешанного река-море-плавания типа Омский.
2019. Автор В.Н. Филимонов

На фото, магнитный компас российского грузового теплохода смешанного река-море плавания типа «Омский», на котором уничтожение девиации не проводилось более десяти лет! Ничего, капитан настоял и 22 июля 2019 года, в Ладожском озере, на рейде Петрокрепости (от названия Шлиссельбург подташнивает) состоялось «историческое» событие — прибытие девиатора на судно для уничтожения девиации. Он рассказал, что был очень удивлен, когда поступила заявка от пароходства (оно прекратило существование в 2021 году) на проведение девиационных работ. Вот такое, отношение к основам безопасного судовождения и мореплавания в службах судоходных компаний российских и иностранных компаний. Так стоит ли после этого удивляться, что сталкиваются суда, ломаются и тонут танкеры, загрязняя морскую среду.

© Автор капитан В.Н. Филимонов


© Копирайт — Copyright

Все материалы, размещенные на сайте, защищены авторским правом. Любое их использование, возможно только с разрешения правообладателей. При цитировании текстов, ссылка на источник и автора обязательны.