Компасные румбы в навигации — Балтийский Ллойд

Компасные румбы в навигации

В настоящее время, в Навигации, румбы применяют в тех случаях, когда не требуется особая точность в обозначении направления. Например, для обозначения направления ветра – «…NO 7 баллов…», течения «…W-е течение…» или приблизительного направления на какой-то географический район – «…к SW-ту от мыса Лизард…» и т.д.

Румбы сохранились со времен парусного флота, когда не только конструкция магнитных компасов была не совершенна, но и точность удержания корабля на курсе измерялась десятком градусов, в виду несовершенства рулевого устройства. По мере совершенствования точности компасов и рулевых устройств, потребовалась и более точная система отсчета, поэтому румбы разделили на части. С появлением гирокомпасов, электрических и гидравлических рулевых устройств, появилась возможность вести отсчет и удерживать судно на курсе с точностью до долей градуса. С этого времени румбы утратили практическое применение для целей курсоуказания, однако широко используются для общего обозначения направлений на море. 

Компасный румб — это 1/32 часть окружности, так как окружность имеет 360°, то в градусах, один румб равен 11° 15´.

1 Румб = 360° / 32 = 11° 15´

Картушка компасных румбов Балтийский Ллойд
© Картушка компасных румбов Балтийский Ллойд. Автор В.Н. Филимонов

Румбы делятся на Главные, Четвертные, Трехбуквенные и Промежуточные («тэновые»).

Главные                                          —    N, S, O, W

Четвертные                                   —    NO, NW, SO, SW

Трехбуквенные                             —   NNO, ONO, SSO, SSW

Промежуточные («тэновые») —  NtO, NOtN, NOtO, OtN, NtW, NWtN, NWtW, WtN, StO, SOtS, SOtO, OtS, StW, SWtS, SWtW, WtS

«Тэновыми» называют промежуточные румбы за слово «тэн» (t), которое происходит от испорченного голландского предлога «к».

Читаются тэновые румбы следующим образом:

NtO – Норд-тэн-Ост

NOtN Норд-Ост-тэн-Норд

NOtO – Норд-Ост-тэн-Ост

OtN – Ост-тэн-Норд

NtW – Норд-тэн-Вест

NWtN Норд-Вест-тэн-Норд

NWtW – Норд-Вест-тэн-Вест

WtN Вест-тэн-Норд

StO – Зюйд-тэн-Ост

SOtS – Зюйд-Ост-тэн-Зюйд

SOtO – Зюйд-Ост-тэн-Ост

OtS – Ост-тэн-Зюйд

StW – Зюйд-тэн-Вест

SWtS – Зюйд-Вест-тэн-Зюйд

SWtW – Зюйд-Вест-тэн-Вест

WtS – Вест-тэн-Зюйд

Отсчет румбов ведется в четверном счете по наименованию четверти: NO, NW, SO, SW.

Во времена парусного флота румб делился на 4 части и направление указывалось с точностью до ¼ румба, а иногда и с точностью, и до 1/8 румба. Наименования таких дробных румбов принято составлять исходя из основного румба в направлении к O или W, например, дробные румбы между S и StW будут: S1/4W, S1/2W, S3/4W и читаются они так: Зюйд-четверть-к Весту, Зюйд-пол-к Весту, Зюйд-три четверти-к Весту.

Также и применительно к другим дробным румбам. Необходимо только помнить, что дроби ¼, ½ и ¾ означают дробную часть румба, а не градуса:

1 румб    = 11°15´

¼ румба = 2°48´,8

½ румба = 5°37´,5

¾ румба = 8°26´,3

Таблица компасных румбов Балтийский Ллойд
© Таблица компасных румбов Балтийский Ллойд. Автор В.Н. Филимонов

Со временем, у компасных румбов обнаружилась одна особенность, благодаря которой от них не стоит отказываться, даже несмотря на их кажущийся анахронизм.

Так как направления, обозначаемые компасными румбами, в момент их использования точно не детерминированы, то есть, используется аббревиатура румба, а не его значение в градусах, то для того чтобы представить, что обозначает тот или иной румб,  то штурману требуется «включать» свое воображение.  Когда такое «включение» происходит на регулярной основе, то есть систематически, у штурмана развивается пространственное воображение. Особенно, хороший эффект достигается, когда штурман знает об этом и использует румбы как можно чаще, конструируя в воображении различные ситуации с использованием направления в румбах, например, при прохождении извилистого участка в проливе, плавании в шхерах, заходе в порт и в других ситуациях, связанных с навигацией.

Развитое пространственное воображение очень помогает штурману при управлении судном, особенно во время плавания в стесненных водах, маневрировании на ограниченной акватории, швартовых операциях, когда требуются навыки и умение прогнозировать поведение судна и траекторию его движения.

Самое интересное, что компасные румбы может использовать любой человек на суше и даже в городских условия, в своей повседневной жизни, хотя бы даже просто для тренировки своего ума.

© Автор капитан В.Н. Филимонов


© Копирайт — Copyright

Все материалы, размещенные на сайте, защищены авторским правом. Любое их использование, возможно только с разрешения правообладателей. При цитировании текстов, ссылка на источник и автора обязательны.