Вентилирование грузовых помещений — Балтийский Ллойд

Вентилирование грузовых помещений

Своевременная и правильно организованное вентилирование грузовых помещений во время перевозки грузов морем, помогает избежать значительных повреждений груза, могущих произойти от отпотевания трюмов или груза.

С точки зрения необходимости вентиляции все грузы в общем виде делятся на два вида: гигроскопичные и негигроскопичные.

Гигроскопичные грузы (hygroscopic cargos) –  Грузы, которые содержат в себе влагу, которая может взаимодействовать с окружающим воздухом.

Негигроскопичные грузы (non— hygroscopic cargos) — Грузы, которые не содержат в себе влагу, а если и содержат ее, то она не взаимодействует с окружающим воздухом.

По характеру, отпотевания могут быть:

Отпотевание трюма – когда капли воды образовываются на поверхности судовых конструкций внутри трюма.

Отпотевание груза — когда капли воды образовываются на поверхности груза.

Отпотевание трюма – как правило, наблюдается при перевозке гигроскопичных грузов из теплого климата в более холодном климате.

Отпотевание груза — как правило, наблюдается при перевозке негигроскопичных грузов из холодного климата в более теплом климате.

Условия при которых необходимо вентилировать грузовые помещения

1.Общее правило — Правило Точки росы: Если точка росы забортного воздуха ниже точки росы в трюме, то необходимо начинать вентилировать трюм.

2. Правило вентиляции гигроскопичных грузов – Правило трех градусов: Если температура наружного воздуха на три градуса ниже температуры груза, то необходимо начинать вентилировать трюм.

Гигроскопичные грузы.

Если при перевозке гигроскопичных грузов, погруженных на борт судна при сравнительно высокой температуре окружающего воздуха и соответственно имеющих также сравнительно высокую температуру, судно попадает в районы с температурой окружающего воздуха ниже, чем температура гигроскопического груза, то в трюме будет происходить отпотевание конструкций судна, как правило поверхностей более всего контактирующих с наружным воздухом. Отпотевание может быть очень интенсивным и привести к значительному повреждению груза. При попадании судна в такие условия, необходимо начинать вентилировать грузовые помещения как можно раньше и интенсивнее. Как правило в этом случае можно значительно уменьшить отпотевание. При значительной разности температур бывает невозможно полностью предотвратить отпотевание трюма, зато позволяет его значительно уменьшить.

Примеры

В одном из портов Португалии на судно погружен груз целлюлозы в кипах для перевозки в порт Браке. Кипы имели температуру около 40° С. В Бискайском заливе ожидалась  ветреная погода с обильным попаданием забортной воды на комингсы грузового трюма и крышки люковых закрытий и температурой наружного воздуха около 18° С, в связи с чем предполагалось обильное отпотевание поверхности комингса трюма и крышек люковых закрытий в трюме судна. После окончания погрузки, на судне приступили к вентиляции трюма. При ухудшении погоды в Бискайском заливе, для избежания попадания забортной воды в трюм судна и повреждения ею груза, вентиляция трюма была остановлена и задраена. По мере выхода из района штормовой погоды, при первой возможности, вентиляция грузового трюма была возобновлена. Осмотр поверхности груза и внутренней поверхности крышек люковых закрытий показал наличие капель отпотевания на поверхности люковых закрытий и следов капель конденсата на упаковке кип целлюлозы. Вентилирования трюма продолжалось до прихода в порт выгрузки. После открытия люковых закрытий в порту Браке следов конденсата ни на поверхности крышек ни на упаковке кип обнаружено не было. Груз был сдан без замечаний. 

Негигроскопичные грузы

Если при перевозке негигроскопичных грузов, погруженных в холодном климате при сравнительно низких температурах окружающего воздуха и соответственно, имеющих также сравнительно низкую температуру, судно попадает в район с температурой окружающего воздуха выше, чем температура негигроскопического груза, то будет наблюдаться отпотевание груза. 

Примеры

На судно погрузили груз стали в рулонах в порту Клайпеда, в январе месяце, при температуре минус 10 градусов и судно направилось в порт на Средиземном море. На переходе в Бискайском заливе температура воздуха будет плюс 15 градусов. В трюмах на грузе начнется отпотевание. Это наиболее трудная, с точки зрения организации вентиляции, ситуация. Отпотевания на грузе будет не избежать даже при интенсивной вентиляции, даже на оборот, когда теплый воздух начнет поступать в холодный трюм будет наблюдаться интенсивное отпотевание груза из-за большой разности температур. В данной ситуации может быть два варианта: начинать вентилировать трюма сразу после выхода в море с тем чтобы по мере повышения температуры окружающего воздуха нагревался и груз в трюмах. Однако далеко не всегда таким образом удается избежать отпотевания груза. Второй способ заключается в том, чтобы в порту плотно задраить всю вентиляцию и не вентилировать трюма во все время перехода. Какой способ избрать, всегда зависит от многих факторов, которые необходимо учитывать на судне, в каждом конкретном случае.

В конце декабря, в портах Италии на судно погружены стальные трубы, сталь в рулонах и генеральный груз и оно направилось через Атлантику в порты США и Мексики. Первый порт выгрузки Сан-Томас, в Карибском море. Так как среди генерального груза имеется ценный груз, в связи со штормовой погодой в океане, для обеспечения сохранной перевозки  груза принято решение следовать существенно южнее острова Мадейра. Для предотвращения отпотевания груза стали и труб, вентиляция грузовых трюмов и твиндеков осуществлялась в дневное время при минимальной влажности воздуха, а после захода солнца и повышения влажности воздуха вентиляция трюмов не производилась. В результате, продуманных мер организации вентиляции и постоянного контроля за влажностью наружного воздуха и воздуха в грузовых помещениях, не смотря на большую разницу температур груза и наружного воздуха, удалось, практически полностью, избежать отпотевания груза. 

Документы содержащие рекомендации по вентиляции отдельных грузов

Многие грузы для сохранной перевозки которых требуется вентилировать грузовые помещения можно найти в следующих публикациях:

1. Международные правила морской перевозки опасных грузов (International Maritime Dangerous Goods — IMDG Code)

2. Международные правила безопасной перевозки навалочных грузов (Code of Safe Practice for Solid Bulk Cargoes — BC Code)

3. Thomas Stowages. 

Меры предосторожности:

Во всех случаях, когда необходимо вентилировать грузовые помещения, необходимо предпринимать все меры, чтобы избежать подмочки груза забортной водой или осадками через вентиляционные открытия при заливании или забрызгивании судна.

Применяемые термины:

Отпотевание груза (cargo sweat) – образование капель воды на поверхности груза, когда температура груза ниже температуры воздуха за бортом судна и при высокой влажности забортного воздуха.

Отпотевание судна (ship’s sweat) – образование капель воды на поверхности судовых конструкций внутри грузовых помещений.

Точка росы (dew point) – температура при которой влага, содержащаяся в воздухе, начинает конденсироваться.

 Влажность (humidity) – влага, содержащаяся в воздухе.

Конденсат (condensation) – образование капель воды на холодной поверхности при контакте со сравнительно теплым воздухом.

Насыщенный воздух (saturated) – воздух содержащий максимально возможное количество влаги.

Гигроскопичные грузы, при перевозке которых, необходимо вентилировать грузовые помещения:

— зерновые грузы

— какао и кофе бобы

— семечки

— рис

— нерафинированный сахар-сырец

— волокнистые грузы – шерсть, хлопок, джут

— лесоматериалы

— бумага и бумажная продукция

— целлюлоза

— рыбная мука

— грузы органического происхождения

Грузы, при перевозке которых не требуется вентиляция грузовых помещений:

— рафинированный сахар в мешках

Некоторые грузы необходимо вентилировать для того чтобы удалить из трюма тепло которое выделяют эти грузы:

— картофель

— лук репчатый

Грузы, которые при контакте с кислородом выделяют тепло, также необходимо вентилировать, чтобы предотвратить нагревание и самовозгорание груза:

— уголь

— кокс

— рыбная мука

— жмых (из семян)

— концентрат железа (DRI — direct reduced iron)

Необходимо отметить, что сепарационные материалы также могут вызывать отпотевание в трюме, особенно материалы органического происхождения и при значительных объемах.

При перевозке в одном грузовом помещении грузов с разным режимом вентиляции, организовать эффективную вентиляцию не представляется возможным. Поэтому необходимо принимать во внимание предстоящие условия погрузки и перевозки и целесообразнее размещать в одном грузовом помещении грузы с одинаковым режимом вентиляции, чтобы избежать повреждения части груза от отпотевания во время перевозки морем.

На контейнеровозах в больших количествах осуществляется перевозка рефрижераторных контейнеров в грузовых трюмах. Во время работы компрессоры реф. Контейнеров выделяют значительное количество тепла и для охлаждения воздуха в трюме необходимо включать принудительную вентиляцию грузовых помещений.

Все операции с вентилированием грузовых помещений необходимо записывать в судовой журнал и грузовую книгу.

© Автор капитан В.Н. Филимонов


© Копирайт — Copyright

Все материалы, размещенные на сайте, защищены авторским правом. Любое их использование, возможно только с разрешения правообладателей. При цитировании текстов, ссылка на источник и автора обязательны.