Составление грузового плана, без всякого сомнения, можно отнести к вершине мастерства работы с грузами каждого капитана и грузового помощника, не зависимо от типа и размера судна. Кому приходилось составлять грузовой план на судне, перевозящем генеральный груз, состоящий из 30 коносаментов, тот прекрасно понимает, о чем идет речь, а уж если больше, то тем более.
Составление грузового плана — это распределение предназначенного для перевозки груза, по грузовым трюмам и, если необходимо, то и на главной палубе – крышках трюмов, с учетом предельно допустимой средней осадки и максимально допустимой осадки и дифферента, максимально допустимой нагрузки на палубы, твиндеки и люковые закрытия, минимально допустимых значений критериев остойчивости, критериев погоды и ускорения, изгибающих, скручивающих моментов и перерезывающих сил, последовательности погрузки и выгрузки в портах захода (ротации портов), совместимости (сегрегации) с другими грузами, соблюдения правил размещения опасных грузов, размещения и крепления грузовых мест, использования прокладочных материалов, режима вентиляции. Как видите, та еще задачка, чтобы удовлетворить хотя бы всем, перечисленным требованиям, а в некоторых случаях добавляются другие требования!
Составление грузового плана необходимо начинать с тщательного ознакомления с полным перечнем грузов предназначенных для погрузки, с учетом всех возможных грузов в следующих портах захода, если таковые планируются. Если груз однородный и грузится в одном порту и будет выгружаться также в одном порту, то это один из самых простых случаев.
Если Форма информации о грузе, в соответствии с Конвенцией СОЛАС, Глава VI – Перевозка грузов, еще не получена на судне, то составляется предварительный грузовой план, который необходимо будет обязательно перепроверить после получения информации о грузе. Следует относится к Информации о грузе с полным вниманием и пониманием, что в этом документе содержатся, по крайней мере, должны содержаться, самые точные данные о физических и химических и опасных свойствах груза, а также требования к его размещению и укладке, например, штабелированию.
При составлении грузового плана необходимо пользоваться самой точной информацией о размерах и объемах грузовых трюмов, твиндеках, максимально допустимой нагрузке на один квадратный метр палубы трюма, твиндеков и если, планируется погрузка на крышки трюмов (люковые закрытия), то и крышек. В некоторых случаях, может потребоваться схема расположения топливных танков, особенно с тяжелым топливом, которое обычно подогревается и поэтому, переборки и палубы в трюмах, в местах расположения топливных танков, нагреваются.
Грузы, морская перевозка которых осуществляется в соответствии с международными конвенциями и соглашениями, необходимо размещать на судне руководствуясь данными документами.
Перечислим основные из данного вида конвенций и соглашений:
Конвенция по охране человеческой жизни на море (SOLAS – 74), Глава VI – Перевозка грузов, Глава VII – Перевозка опасных грузов.
Международный кодекс по безопасной перевозке зерна насыпью.
Кодекс безопасной практики для судов, перевозящих палубные лесные грузы.
Кодекс безопасной практики размещения и крепления груза (Cargo Stowage and Securing Code).
Международный морской кодекс по опасным грузам (IMDG Code).
Международного кодекса морской перевозки навалочных грузов (International Maritime Solid Bulk Cargoes Code – IMSBC Code).
Кодекс безопасной практики для безопасной погрузки и выгрузки балкеров (Code of Safe Practice for the Safe Loading and Unloading of Bulk Carriers (BLU Code).
Международная конвенция по безопасным контейнерам (International Convention for Safe Containers – CSC).
Международный кодекс безопасной перевозки облученного ядерного топлива, плутония и радиоактивных отходов высокого уровня активности в упаковке на судах (IAD Code).
Собрав и обобщив всю информацию по предъявленным к перевозке грузам, определяют необходимость использования прокладочных, и сепарационных материалов и рассчитывают какое количество каждого типа сепарации потребуется для безопасной укладки груза. Вычисляют объем и вес сепарации, чтобы учесть его объем и вес при вычислении количества и объема груза, которое можно разместить на судне.
Последовательность составления грузового плана:
Первое, что необходимо выяснить, это предельно допустимую осадку для данного рейса. Осадка может лимитироваться: сезонной грузовой маркой, максимально разрешенной осадкой в портах погрузки, выгрузки и бункеровки, если планируется, максимальными глубинами в каналах, на фарватерах, в проливах, которыми предстоит пройти судну на пути к порту или портам выгрузки.
Рассчитывают время, необходимое для плавания до порта выгрузки или ближайшего места бункеровки топливом и/или водой, принимая во внимание возможные задержки из-за штормовой погоды или ледовой обстановки.
Определяют количество топлива, смазочного масла и питьевой воды, необходимых для предстоящего рейса или для перехода до ближайшего места где планируется бункеровка, с учетом штормового запаса, требований судоходной компании по минимальному количеству топлива и «мертвого» запаса в топливных танках. Также, необходимо принять во внимание количество топлива или воды которое планируется принимать в предстоящем месте бункеровки. Это необходимо сделать чтобы оставить запас дедвейта и не утопить грузовую марку.
Затем, на грузовой шкале, по осадке определяют дедвейт судна.
Из полученного дедвейта вычитают вес сепарации, топлива, масла, воды, других запасов, находящихся на бору, если, как упоминалось, планируется бункеровка в пути следования, то вес планируемого к приему топлива, а также вычитают константу. Получится вес груза, который можно погрузить на судно на допустимую осадку.
Если груз объемный, то необходимо убедиться, что его объем не превышает объем грузовых помещений. Для этого, объем трюмов делят на удельный погрузочный объем и получают вес груза, который можно погрузить в трюма при таком удельном погрузочном объеме. Например, планируется погрузка 10000 тон кукурузы с удельным погрузочным объемом 50 куб. футов на тонну, объем трюмов 14850 куб. метров. Вычислить объем груза. Решение: Переводят куб. футы в куб. метры на тонну, для этого 50 делят на 35,88 и получают 1,39 куб. метра на тонну. Затем 10000 умножают на 1,39 и получают 13900 куб. метра. Сравнивают с объемом трюмов и делают вывод, что даже с учетов возможных пустот под палубой, груз можно разместить в трюмах судна. Если груз не однородный, то в этом случае необходимо суммировать объемы всех партий груза и сравнить с объемом грузовых помещений. Однородный или совместимый с другими партиями груза, стараться разместить в грузовых помещениях максимально плотно без пустот, чтобы исключить уплотнение и смещение груза в море во время качки.
Далее распределяют груз по трюмам, в соответствии с последовательностью портов выгрузки и возможной дополнительной погрузкой в портах захода. Вниз грузят груз на последние порты выгрузки, а выше размещают в зависимости от очередности портов захода. Однако не всегда удается разместить груз в соответствии с очередность портов выгрузки, поэтому отдельные грузовые места или контейнеры приходится перемещать в портах захода, чтобы выгрузить груз для данного порта, а потом возвращать их обратно или на освободившееся место в грузовых помещениях или на палубе. Такое перемещение грузовых мест и контейнеров называется «Restow». На контейнеровозах restow, это обычное дело. На многоцелевых судах restow тоже выполняют довольно часто, однако следует иметь ввиду, что на контейнеровозах restow выполняют портовых кранами без участия экипажа, а многоцелевых, в большинстве случаев судовыми кранами силами экипажа, при этом требуется раскрепить грузу, временно закрепить после перемещения, затем снова раскрепить для возвращения на место и снова закрепить надлежащим образом. Такие дополнительные грузовые операции оказывают довольно существенную нагрузку на экипаж и следуемо по возможности их избегать.
Распределив груз по трюмам, проверяют соответствие нагрузки груза максимально допустимой, на палубы, твиндеки и люковые закрытия. Для этого вес груза в грузовом помещении, делят на площадь палубы трюма или твиндека, на который погружен груз и получают нагрузку на один квадратный метр палубы или твиндека, и сравнивают с максимально допустимой нагрузкой, которая дана в судовой документации для грузовых трюмов, твиндеков и крышек трюмов. Например, в трюм планируется погрузить 1500 тон груза, размер палубы трюма 25 х 22 метра = 550 кв.м, допустимая нагрузка на один квадратный метр палубы 13 тон на 1 кв.м. Решение: 1500 делят на 550 и получают 2,73 тонны на один кв. метр палубы трюма. Так как полученное значение меньше максимально допустимой нагрузки, то груз может быть погружен без опасности нанести повреждения судну. При погрузке тяжеловесных грузов необходимо проверять какую нагрузку создает отдельное грузовое место (тяжеловес). Например, трансформатор весом 110 тон, имеет размеры основания 7 х 1,8 м. Вычислить какую нагрузку создает трансформатор на 1 кв. метр. Решение: 110 делят на 12,6 и получают 8,73 тонны на 1 кв. метр палубы трюма. Сравнивают с максимально допустимой нагрузкой и делают вывод можно грузить или нет.
Составление грузового плана — это всегда творческий процесс, которому следует учиться и развивать новые навыки и приемы, в том числе с использованием разнообразного программного обеспечения, включающего программы по размещению груза на судне, моделирования грузовых операций судовыми грузовыми кранами, расчеты посадки, остойчивости и прочности судна, проверки совместимости опасных грузов и нагрузки на средства крепления.
© Автор капитан В.Н. Филимонов
© Копирайт — Copyright.
Все материалы, размещенные на сайте, защищены авторским правом. Любое их использование, возможно только с разрешения правообладателей. При цитировании текстов, ссылка на источник и автора обязательны.