Подготовка грузовых трюмов к перевозке зерна и зерновых грузов требует особой тщательности, так как груз может быть легко поврежден, заражен и признан полностью непригодным к использованию по прямому назначению.
Объем подготовительных мероприятий зависит от характера ранее перевозимого груза, общего состояния грузовых трюмов и крышек трюмов, а также от ценности зернового груза, района плавания и погодных условий. Кроме того, дополнительно, оказывают влияние особенности порта погрузки и способ погрузки.
Погрузка зернового груза не начнется до тех пор, пока трюма и крышки трюмов не будут осмотрены и приняты сюрвейером.
В числе прочего, подготовка грузовых трюмов и крышек люковых закрытий включает:
Провести внеочередной инструктаж со всеми членами экипажа.
Провести инструктаж членов экипажа, непосредственно участвующих в подготовке судна к погрузке и перевозке зернового груза.
Удалить остатки ранее перевозимого груза из трюмов, с их комингсов, твиндечных понтонов и передвижных переборок, если они имеются, крышек люковых закрытий трюмов, из вентиляционных устройств и средствах доступа в грузовые помещения.
Замыть всю поверхность трюмов, комингсов и крышек люковых закрытий изнутри. Особенно тщательно вымыть льяльные колодцы в трюмах.
Высушить трюма.
Вычистить и высушить льяльные колодцы.
В трюмах, на элементах набора и конструкциях, на комингсах и крышках люковых закрытий не должно быть остатков груза, мусора, шелушащейся краски, кусков окалины.
Проверить что трапы, площадки и любые другие пути доступа в трюма чистые и сухие.
Вентиляционная система трюмов чистая и сухая.
Трубы и кабельные трассы, проходящие через трюма не повреждены и герметичны.
Не следует производить покраску поверхности трюмов, так как зерно может прилипать к окрашенной поверхности и запах краски пропитает зерно. Как правило, после покраски должно пройти не менее 10 дней, прежде чем может быть разрешена погрузка зерна в свежеокрашенные трюма. В любом случае, после того как краска высохнет, желательно замыть трюма.
В трюмах и льяльных колодцах не должно быть посторонних запахов, так как они могут свидетельствовать о наличии остатков ранее перевозимых грузов и их гниении, а значит может быть источник заражения и повреждения зерна и зерновых грузов.
Крышки льяльных колодцев необходимо проложить чистой мешковиной. В случае сомнений, желательно, предварительно спросить агента в порту погрузки или фрахтователя о требованиях, предъявляемых к конкретной перевозке и действовать в соответствии с полученными инструкциями.
Проверить состояние уплотнительной резины на крышках люковых закрытий трюмов, лазов и дверей, ведущих в трюма, крышках вентиляционных лючков и любых других отверстиях.
После проверки состояния уплотнительной резины, необходимо разложить крышки люковых закрытий и задраить их и все остальные люки, лючки и двери и при выключенном внутреннем освещении, в полной темноте, соблюдая все требования охраны труда, техники безопасности и правила доступа в замкнутые помещения, удостовериться, что дневной свет не проникает в грузовые трюма, пути доступа и систему вентиляции и прочие лючки.
Проверить герметичность переборок, в том числе передвижных, и твиндечных понтонов, чтобы исключить попадание зерна в смежные помещения, отсеки, танки и пустоты в конструкциях.
Необходимо помнить, что зерно хорошо горит, а зерновая пыль взрывоопасна, поэтому необходимо проверить трюма на соответствие требованиям пожарной безопасности. Кабельные трассы, лампы освещения, выключатели и другие электро-опасные приборы и устройства должны быть исправны. Если позволяют условия эксплуатации, то электрооборудование необходимо обесточить. В этом случае необходимо следовать процедуре, чтобы выполнить все предписанные меры безопасности и не ухудшить эксплуатационные условия на каких-либо участках судна.
Если в грузовом трюме имеется поперечный съемный бимс, то установить его на штатное место до начала погрузки.
Проверить люковые закрытия и все средства герметизации грузовых помещений, выполнив тест на герметичность, путем пролива воды из пожарного шланга.
Во время погрузки, любые огневые работы и курение вблизи грузовых трюмов должны быть запрещены и необходимо выставить соответствующие предупреждающие и запрещающие знаки.
Если судно оборудовано передвижными переборками и, в соответствии с грузовым планом, требуется установить переборки в соответствующие позиции, то после установки, переборки должны быть надежно зафиксированы и закреплены. Все неплотности должны быть загерметизированы, чтобы исключить пересыпание зерна в смежные трюма. Особенно, если в смежных трюмах перевозятся разные зерновые грузы. Например, в одном трюме пшеница, а в смежном кукурузная мука.
Если трюма чистые, а посторонний запах не исчезает, то можно сжечь в трюме немного кофе, но следует делать это осторожно, так как запах жженого кофе, для зерновых грузов, тоже посторонний, а значит, могут возникнуть проблемы с приемкой трюмов сюрвейером.
Таким образом, трюма, крышки люковых закрытий, системы вентиляции, осушения, освещения, должны быть в таком состоянии, чтобы исключить повреждение зерна и зернового груза и не причинить вреда судну и находящимся на нем людям.
Если, после окончания погрузки зернового груза, предстоит проведение его фумигации, то с агентом и связанными с фумигацией службами, необходимо согласовать процедуру фумигации, последующей вентиляции трюмов и связанные с этим меры предосторожности, возможные угрозы для людей, использование защитных средств и меры первой медицинской помощи при отравлении химикатами, применяемыми при фумигации.
Провести инструктаж со всеми членами экипажа о мерах безопасности при проведении фумигации, применении защитных средств и первой медицинской помощи.
Помощник, отвечающий за оказание первой медицинской помощи, должен заблаговременно проверить наличие необходимых медикаментов, особенно антидота и если необходимо, составить заявку и незамедлительно информировать капитана. Все недостающие средства защиты и медикаменты, включая антидот, должны быть получены до начала проведения фумигации фумигации.
О всех выполненных подготовительных мероприятиях необходимо сделать записи в судовом журнале, грузовой книге и журнале учета медикаментов, защитных средств и инструктажа членов экипажа и других лиц, если таковые будут на судне.
© Автор капитан В.Н. Филимонов
© Копирайт — Copyright.
Все материалы, размещенные на сайте, защищены авторским правом. Любое их использование, возможно только с разрешения правообладателей. При цитировании текстов, ссылка на источник и автора обязательны.