Чартер «Дженкон» — Балтийский Ллойд

Чартер «Дженкон»

Всеобщий универсальный чартер, кодовое название «Дженкон», пересмотрен в 1922 и в 1976 годах.

Несмотря на все увеличивающиеся перевозки грузов в контейнерах и на линейных условия, большой количество генеральных грузов все еще перевозится на условиях рейсовых чартеров, в частности Чартера «Дженкон». 

Во время перевозки достаточно часто происходят различные повреждения груза, которые в некоторых случаях обнаруживаются только под конец выгрузки. 

В некоторых случаях несохранной перевозки груза или грузов,  перевозчику зачастую бывает довольно трудно доказать свою невиновность и, следовательно, ограничить свою ответственность. 

В чартере «Дженкон» имеется оговорка, которая позволяет, при умелом ее применении, значительно уменьшить размер ответственности перевозчика в случае повреждения груза.

В Части I данного чартера, имеется Пункт об ответственности судовладельца:

29. «Судовладельцы несут ответственность за утрату груза, или причинение ему повреждений, или за задержку в сдаче груза только в случае, если эта утрата, ущерб или задержка были вызваны неправильной, либо небрежной укладкой груза …»

41. «Ущерб, причиненный соприкосновением с другим грузом, утечкой, запахом или испарениями другого груза, или способностью другого груза воспламеняться     или     взрываться, или недоброкачественной упаковкой другого груза, не должен считаться вызванным неправильной или небрежной укладкой, даже если этот ущерб вызван именно по этой последней причине …»

Смысл оговорки 41 заключается в следующем.

Например, на судно погрузили груз стали. Во время погрузки шел дождь и в трюмах скопилось достаточно большое количество воды. На переходе морем или в океане, до прихода судна в порт выгрузки, скопившуюся в трюмах воду откачали за борт, разумеется, с соблюдением всех действующих требований по охране окружающей среды и, в частности,  предотвращению загрязнения морской среды. 

В порту выгрузки, в самом конце грузовых операций, обнаруживается, что нижний ряд стали загрязнен нитратами. 

Хотя перевозчик знает, что судно несколько раз перевозило удобрения и, несмотря на замывку грузовых трюмов, остатки удобрений могли остаться в них, в льялах или других труднодоступных местах, он заявляет, что загрязнение груза стали нитратами, произошло во время ее транспортировки к месту погрузки и / или во время хранения стали на складе временного хранения или при других обстоятельствах из-за контакта с грузом нитрата аммония. 

Так как проверить данное заявление перевозчика физически, практически всегда, не представляется возможным и опровергнуть его фактами также не представляется возможным, то приведенные выше оговорки из чартера «Дженкон» позволяют перевозчику довольно успешно отстаивать свою невиновность в повреждении груза,

В таком случае ответственность судовладельца будет значительно уменьшена и размер выплат может быть минимальным и вероятно может быть ограничен размером франшизы. 

К примеру, в одном из случаев несохранной перевозки алюминия и цинка из порта Калининград в порт Роттердам на грузовом судне типа «костер», первоначально выставленные убытки за повреждение груза цинка нитратами, в размере 1 миллиона 200 тысяч долларов США, в итоге, были уменьшены до 90 тысяч долларов.

Таким образом, сотрудникам коммерческого отдела судоходной компании, в результате умелого применения ими оговорки 41 об ограничении ответственности судовладельца за ущерб, причиненный соприкосновением с другим грузом, удалось существенно снизить размер ущерба.  

Как видим, иногда, очень даже полезно, читать условия чартеров, напечатанные мелким шрифтом и, на первый взгляд, кажущиеся несущественными, а все потому, что в коммерческом судоходстве нет ничего ненужного, неважного, необязательного, несущественного, все, рано или поздно, в той или иной ситуации, может стать решающим не только для уменьшения  ущерба в случае несохранной перевозки груза, но и для обеспечения безопасности судна, сохранения человеческой жизни и предотвращения загрязнения окружающей среды.

© Автор капитан В.Н. Филимонов


© Копирайт — Copyright

Все материалы, размещенные на сайте, защищены авторским правом. Любое их использование, возможно только с разрешения правообладателей. При цитировании текстов, ссылка на источник и автора обязательны.