Удаление воздушного пузыря из котелка магнитного компаса — Балтийский Ллойд

Удаление воздушного пузыря из котелка магнитного компаса

Воздушные пузыри воздуха появляются в камере котелка магнитного компаса в следствии испарения или вытекания компасной жидкости. Воздушный пузырь может вызывать застой картушки компаса, вследствие проседание картушки и увеличения давление шпильки компаса на топку. Из-за этого может произойти затупление шпильки или протирание топки и в картушку компаса попадет компасная жидкость, в следствии этого воздушный пузырь еще больше увеличится и застой картушки компаса станет заметнее.

Воздушный пузырь в котелке магнитного компаса Cassens & Plath
© Воздушный пузырь в котелке магнитного компаса Cassens & Plath. Июль 2017. Автор В.Н. Филимонов

Помощник капитана, в чьем заведовании находятся магнитные компасы обязан регулярно выполнять их тщательный осмотр, кроме того, осмотр компасов должен проводиться перед отходом судна в рейс, однако не в последние минуты, а заблаговременно, чтобы было время на устранение обнаруженных недостатков. Непосредственно перед отходом, осмотр согласно чек-листа также должен проводиться. При обнаружении в котелке магнитного компаса воздушного пузыря, необходимо принять меры для его удаления. В первую очередь необходимо выяснить, когда данный компас последний раз сдавался на проверку и когда последний раз заменялась компасная жидкость. Все акты проверок и ремонта навигационных приборов хранятся в папке, которая находится в заведовании навигационного помощника.

Если с момента последнего обслуживания компаса прошло сравнительно не много времени, 1-2 года, то можно удалить воздушный пузырь путем добавления в котелок компаса компасной жидкости. При этом следует принимать во внимание интервал между сервисным обслуживанием магнитных компасов, установленных на судне, потому что для некоторых компасов, промежуток времени два года это уже много. 

Если же дата последней проверки отсутствует, то необходимо тщательно проверить компас, а именно, через стекло визуально осмотреть компасную жидкость, картушку и внутреннюю поверхность котелка на наличие осадка и изменения цвета компасной жидкости. Так же, необходимо проверить компас на наличие застоя картушки. 

Если в результате проверки будет обнаружено изменение цвета компасной жидкости или появление осадка и каких-нибудь частиц на картушке и на внутренней поверхности котелка или застой картушки, то настоятельно рекомендуется сдать такой компас на проверку в береговую мастерскую, так как в таком компасе необходима не только замена компасной жидкости, но и чистка внутренней поверхности котелка и проверка шпильки и топки картушки компаса. 

Для очистки внутренней поверхности котелка компаса необходима полная разборка компаса, которая в судовых условиях обычно не производится в виду отсутствия специальных инструментов, запасных частей и необходимого опыта у штурманов.

Если же жидкость прозрачная, осадок отсутствует, застой картушки компаса не наблюдается, то в этом случае можно удалить воздушный пузырь путем добавления компасной жидкости. 

Для добавления жидкости в котелок необходимо в техническом формуляре магнитного компаса найти точные данные жидкости: название и номер, также необходимо ознакомиться с порядком замены жидкости. Разумеется, что прежде, чем приступать к изучению технического формуляра магнитного компаса, необходимо удостовериться, что он именно для данного магнитного компаса, для чего необходимо сверить данные на шильдик котелка компаса с данными формуляра.

Сливная пробка на котелке магнитного компаса
© Шильдик с данными компаса и сливная пробка на котелке магнитного компаса. 2017. Автор В.Н. Филимонов

Необходимо также выяснить наличие и размер уплотнительной прокладки в отверстии для доливки жидкости. После того как будут получены все необходимые данные необходимо проверить наличие жидкости на судне, ее соответствие и состояние, в случае сомнений, предпочтительно заказать требуемое количество компасной жидкости и уплотнительные прокладки.

После получения компасной жидкости и прокладок приступают к удалению воздушного пузыря из котелка. 

Прежде чем приступить к добавлению жидкости необходимо ознакомиться с процедурой в руководстве по обслуживанию магнитного компаса и мерах техники безопасности и отснять электропитание на подсветку компаса и датчик следящей системы, если таковой имеется.

Сенсор магнитного компаса
© Сенсор магнитного компаса. 2017. Автор В.Н. Филимонов

Для доливки жидкости в котелок компаса необходимо вынуть компас из кардана, предварительно отсоединив датчик следящей системы, если таковой имеется и вынуть электрическую лампочку подсветки, если таковая вставляется непосредственно в чашу с грузом. Прежде чем отсоединять какие-либо провода и датчики желательно сделать снимок, чтобы при установки после удаления воздушного пузыря не возникло затруднений с подсоединением.

Вынутый компас устанавливают на ровную поверхность и осматривают на предмет наличия повреждений. Затем необходимо протереть компас чистой ветошью, чтобы во время доливки компасной жидкости внутрь котелка не попала грязь.

После этого отверткой осторожно выкручивают пробку для заливки компасной жидкости в соответствии с инструкцией в техническом формуляре компаса. В отечественном 127-мм компасе, предварительно необходимо снять чашку со свинцовым грузом, отвинтив винты. Выкрутив пробку, через воронку доливают компасную жидкость небольшими порциями, периодически покачивая котелок компаса для удаления воздуха. Когда весь воздух выйдет необходимо перевернуть котелок компаса в нормальное положение, плотно прикрыв отверстие пальцем или пробкой. Плавно покачайте котелок и удостоверьтесь, что воздушный пузырь отсутствует. Если небольшой пузырек остался, то можно продолжить доливку жидкости и проверку до тех пор, пока пузырь не исчезнет полностью. Однако не всегда удается полностью избавиться от воздушного пузырька.  Обычно пузырек диаметром до 10 миллиметров считается допустимым, если не препятствует снятию отсчета курса и пеленгов.

Закончив удаление воздушного пузыря устанавливают новую прокладку и плотно, но осторожно завинчивают пробку. Удостоверившись, что пробка герметично завинчена, компас еще раз внимательно осматривают на предмет повреждений и если ничего не обнаружено, то устанавливают на нактоуз, предварительно поставив на место чашку с грузом, вставив лампочку подсветки и установив датчик следящей системы. 

Магнитный компас
© Котелок магнитного компаса, после обслуживания в мастерской в порту Роттердам. 2017. Автор В.Н. Филимонов

После этого необходимо проверить исправную работу подсветки компаса, возможность снятия отсчета курса и пеленгов и отсутствие застоя картушки. Разумеется, что проверить компас на застой картушки можно только в береговой мастерской, где отсутствуют магнитные поля переменной напряженности, однако мы исходим из того, что до удаления воздушного пузыря, застой отсутствовал и поэтому в первом приближении достаточно отклонить картушку компаса при помощи магнита на 2-3 градуса и убрав магнит посмотреть, как картушка вернется в прежнее положение. Если картушка после нескольких колебаний плавно и точно вернулась в прежнее положение, то можно считать, что застой не наблюдается. 

Удостоверившись, что компас исправен, подвеска кардана надежно зафиксирована, датчик следящей системы установлен, подключен и на него подается питание, необходимо проверить исправность всех приборов, на которые поступает курсоуказание от магнитного компаса. Как минимум, курсоуказание поступает на авторулевой, так же может поступать на ЭКНИС, что очень важно.

Выполнив все проверки компаса, его закрывают и зачехляют. 

Нактоуз магнитного компаса
© Нактоуз магнитного компаса. Июль 2017. Автор В.Н. Филимонов

После этого необходимо составить акт о проделанных работах и подшить его в папку.

При доливании компасной жидкости в котелок необходимо помнить следующее:

Следует доливать только компасную жидкость, указанную в техническом формуляре магнитного компас. Жидкость другой марки или другого производителя может привести к тому что жидкость потемнеет, помутнеет или выпадет осадок, что приведет к тому, что потребуется сдавать компас в ремонт в береговую мастерскую.

Добавление в компасную жидкость спирта или спиртосодержащих жидкостей может вызвать описанные в пункте 1 последствия.

Пары компасной жидкости не следует вдыхать и следует избегать попадания жидкости в глаза, на кожные покровы и слизистую оболочку дыхательных путей.

Все работы необходимо выполнять в соответствии с процедурами, установленными судовой системой по безопасной эксплуатации судна и находящимися в судовом руководстве — SMS manual. 

Даже в компасной мастерской могут допустить ошибку во время обслуживания компаса, а на судне, во время стоянки в порту, когда помощника могут отвлекать, вероятность ошибки существенно возрастает, поэтому на период обслуживания компаса, желательно, чтобы помощника не отвлекали.

Треснувшее стекло на котелке магнитного компаса
© Треснувшее стекло на котелке магнитного компаса. 2017. Автор В.Н. Филимонов

На фото, котелок компаса со стеклом, треснувшим через несколько дней после установки компаса в порту Роттердам.

© Автор капитан В.Н. Филимонов


© Копирайт — Copyright

Все материалы, размещенные на сайте, защищены авторским правом. Любое их использование, возможно только с разрешения правообладателей. При цитировании текстов, ссылка на источник и автора обязательны.