Грузовые теплоходы типа «Повенец» — Балтийский Ллойд

Грузовые теплоходы типа «Повенец»

Проект грузового теплохода разработан конструкторским бюро завода «Нептун» (Neptun) в городе Росток, Германская демократическая Республика, по заказу Советского Союза.
Головное судно «Повенец» построен в 1963 году на судостроительном заводе «Нептун».

Теплоход Повенец
Грузовой теплоход Повенец. © Copyright M. Cranfield.

Архитектурно-конструктивный тип судна: одновинтовое, двухпалубное с минимальным надводным бортом, с укороченным баком и удлиненным ютом, с надстройкой и машинным отделением в средней части, с ледокольным форштевнем и крейсерской кормой.
Тип судна: Грузовое судно общего назначения (General cargo vessel).
Назначение судна: Перевозка генеральных и массовых грузов, включая зерно насыпью.
Класс Регистра СССР: КМ*Л1.
Район плавания: Неограниченный. 

Дальность плавания: от 6000 до 8000 миль. 

Судно имело ледовые подкрепления, поэтому могло эксплуатироваться в ледовых условиях, в том числе в арктических морях в период летней навигации.

Система набора корпуса судна: Поперечная.

Валовая вместимость – 3236 брутто рег. тонн.
Чистая вместимость – 1539 нетто рег. тонн.
Дедвейт – 4150 тонн.
Грузоподъемность – 3892 тонн.
Вес судна порожнем – 2531 тонн.
Весовое водоизмещение в полном грузу — 6681 тонна.
Длина наибольшая – 105,85 м.
Длина между перпендикулярами – 96,00 м.
Ширина – 14,60 м.
Высота корпуса – 8,00 м.
Средняя осадка в полном грузу – 6,56 м.
Общая вместимость грузовых трюмов:
Киповая – 5767 м³.
Зерновая – 6248 м³.

В качестве главного двигателя на теплоходе был установлен дизель МАН-К6Z57/80A (6ДКРН 57/80). Это двухтактный дизель простого действия, реверсивный, крейцкопфный, с газотурбинным наддувом.
Дизель изготовлен по лицензии на заводе «Дизельмоторенверк Росток» (ДМР) в городе Росток. 

Эксплуатационная мощность двигателя составляла 3250 э. л. с. 

Тип передачи на гребной вал: Прямой. 

Управление двигателем осуществлялось из машинного отделения.
Гребной винт вращался со скоростью 185 об/мин. 

Скорость судна: 

в полном грузу — 13,5 узлов; 

в балласте — 14,2 узлов.
На судне был установлен стальной, четырёхлопастной винт со съемными лопастями, диаметром 3800 мм и шагом 2395 мм, с дисковым отношением 0,50. Масса 5000 кг.
Полные запасы топлива – 354 тонн. Воды – 97 тонн.

Вместимость балластных танков:

№ 1 Л/Б и ПР/Б — по 69,2 м³. — 138,4

№ 2 Л/Б и ПР/Б — по 38,3 м³.  — 76,6

№ 3 Л/Б и ПР/Б — по 23,6 м³. — 47,2

№ 4 Л/Б и ПР/Б — по 33,3 м³. — 66,6

№ 5 Л/Б и ПР/Б — по 30,1 м³. — 60,2

№10 Л/Б — 6,7 м³.

Форпик — 199,0 м³.

Ахтерпик — 108,5 м³.

Всего — 703,2 м³. 

Балластные танки оборудованы подогревом.

На судне имелось четыре грузовых трюма: трюма № 1 — № 3 располагались в нос от надстройкой, а № 4 в корму от нее. Как и большинство всех судов того времени, предназначавшихся для перевозки генеральных грузов, все четыре трюма имели твиндеки.

В качестве люковых закрытий установлены механизированные стальные крышки.

Грузовое устройство состояло из 8-ми легких грузовых стрел, грузоподъемностью – 3/5 тонн с вылетом за борт на 6-10 м. и одной тяжеловесной грузовой стрелы, грузоподъемностью – 35 тонн и вылетом 4,7 м.
Лебедки грузовых стрел имели электрический привод.
Якорное устройство состояло из электрического брашпиля типа DR0476, двух якорей Холла весом 2500 кг каждый, литых якорных цепей калибром 53 мм. Длина якорной цепи каждого якоря 275 м.
Рулевое устройство приводилось в действие электрической рулевой машиной типа 2EQP/10, тип руля – балансирный. 

Для защиты пера руля от повреждений при плавании во льдах, на корме имелся ледовый выступ («ледовый зуб»).

Команда состояла из 34 моряка. Также имелись запасные спальные места в количестве 3 койко-места.
Теплоход находился в составе Эстонского морского пароходства и был приписан к порту Таллинн. Теплоход выполнял рейсы из портов Советского Союза в порты Европы и Африки, а в период летней навигации выполнял каботажные перевозки в порты советской Арктики.
После распада Советского Союза новые владельцы Эстонского морского пароходства в 1992 году продали теплоход офшорной компании.
В Советском Союзе расчетный срок эксплуатации грузовых судов составлял 25 лет. После этого считалось, что судно себя полностью окупило, оно технически устарело и дальнейшая его эксплуатация нецелесообразна.
Исходя из этого принципа теплоход себя полностью окупил и оправдал заложенные в него коммерческие и эксплуатационные требования.
Всего было построено 40 теплоходов данного типа и серия судов типа «Повенец» была одной из многочисленных среди грузовых судов общего назначения.

Грузовые суда тира Повенец

Суда типа «Повенец» находились в эксплуатации в составе Мурманского морского пароходства (ММП), Эстонского морского пароходства (ЭМП), Латвийского морского пароходства (ЛМП), Дальневосточного морского пароходства (ДВМП) и Черноморском морском пароходстве (ЧМП) Министерства морского флота (ММФ) СССР.

© Автор, капитан В.Н. Филимонов. 


© Копирайт — Copyright.

Все графические изображения и фотографии, размещенные на сайте, защищены авторским правом. Любое их использование, возможно только с разрешения правообладателя. При цитировании текста, полностью или фрагментарно, ссылка на источник и автора обязательны.